7 источников финансирования зеленых проектов в Украине

7 источников финансирования зеленых проектов в Украине

Станислав Игнатьев, исполнительный директор Института устойчивого развития, основатель Харьковского энергетического кластера о семи главных инструментах привлечения финансирования в зеленые проекты

Сегодня динамично растет количество частных лиц, территориальных общин, представителей малого и среднего бизнеса, которые желают внедрять зеленые проекты в Украине. Большая их часть сосредоточена в области энергоэффективности и альтернативной энергетики.

Однако, как показывает практика, имея хорошую идею, они не имеют соответствующих ресурсов для реализации подобных инициатив. Это является одной из причин отставания Украины от требования озеленения общин и энергетики Соглашения об Ассоциации. Эта публикация направлена именно на раскрытие 7 основных инструментов для привлечения финансовых ресурсов в зеленые проекты в Украине.

Кредит в украинском банке

Сегодня в украинском банковском секторе работает несколько финансовых учреждений, активно кредитующих зеленые проекты, создавая специализированные структурные подразделения и даже осуществляя ребрендинг целого банка. Ликвидность сектора позволяет с минимальными рисками кредитовать небольшие и средние проекты по использованию ВИЭ. Конкурентные преимущества таким банкам предоставляют две характерные черты. Во-первых, специализированные департаменты хорошо понимают рынок и хорошо ориентируются в динамично трансформирующемся законодательстве. Во-вторых, эти банки превращаются из "грузких" финансовой машины в мобильные учреждения, быстро анализируют предложения и так же быстро принимают решения.

Конечно, идеальных ситуаций не бывает. Так же и с кредитованием в украинских банковских учреждениях. Главной проблемой являются лимиты Национального банка Украины на размер кредитного риска для одного контрагента. Это приводит к тому, что банки становятся партнерами только малых и средних проектов, что, в первую очередь, не соответствует целям энергостратегии и Соглашения об ассоциации. Эти рамочные документы предусматривают стремительное увеличение доли использования ВИЭ в общем энергобалансе страны. К тому же, украинские банки, к большому сожалению, имеют большую кредитную ставку, чем европейские.

Кроме государственного Укргазбанка, финансовые учреждения редко берут к финансированию новые проекты. Они чаще обращаются к рефинансу уже построенных генерирующих возможностей. И здесь возникает необходимость балансирования между минимизацией рисков банковскими учреждениями и необходимыми темпами роста генерирующих мощностей. Выходом из этой ситуации может быть подключение страховых компаний с целью минимизации рисков финансирования новых объектов ВИЭ.

Но оживление отечественного финансового сектора и привлечение его внимания к кредитованию проектов зеленой энергии – достаточно весомый и позитивный шаг на пути к энергонезависимости Украины.

EPC-контрактор

Этот эффективный и действенный инструмент в Украине представлен достаточно слабо, хотя он широко распространен в странах ЕС. EPC-контрактор (Engineering, procurement and construction) – это компания, которая реализует "от А до Я" строительство электростанций. Она полностью берет на себя риски, связанные с ведением проекта до его сдачи в эксплуатацию. Тем самым потенциальный кредитор минимизирует собственные риски. А также, он может получить финансовые ресурсы на более выгодных условиях, чем обычный кредит, если EPC-контрактор имеет долгую историю и проверенную репутацию среди банковских учреждений. Кроме того, существуют варианты предоставления контрактору оборудования от производителя со скидкой, учитывая длительное партнерство в реализации предыдущих проектов.

Энергетические кооперативы

Энергетические кооперативы являются объединениями граждан, предприятий и организаций, целью которых является реализация различных локальных проектов в сфере возобновляемой энергетики. Чаще всего такие объединения направляют свои усилия на децентрализованное, экологическое и независимое от компаний и концернов производство энергии. Они являются формой так называемого общественного участия/активности, то есть участия граждан в отдельных политических процессах и принятии политических решений, преимущественно на региональном и коммунальном уровнях (по изданию "Энергетические кооперативы: Опыт Германии и Австрии" офиса с финансового и экономического анализа в Верховной Раде Украины, 2016).

Европейцы уже поняли необходимость перехода на экологически чистые источники энергии и наращивают темпы, активно используя при этом кооперативную форму организации деятельности. Так, в Великобритании функционирует около 5 тыс. кооперативов, задействованных в основном в солнечной и ветрогенерации.

В Германии энергетические кооперативы уже сегодня стали конкурентами энергетических холдингов, генерируя до 30% электроэнергии из ВИЭ. Поэтому, энергопакет Clean Energy for All Europeans в странах ЕС уже лимитирует преференции в первоочередном подключении енергокооперативив к сети.

Вместе с тем, энергетические кооперативы должны в первую очередь удовлетворить собственные потребности в приозводимом энергоносителе. Избыток они могут продать в сеть, используя правила "зеленого тарифа".

Однако, новый этап развития энергорынка Европейская Комиссия программирует, как переход от централизованной системы к системе распределенной генерации. В такой системе энергетические кооперативы и отдельные домохозяйства становятся полноправными игроками энергорынка.

Это позволит Европе увеличить долю энергетических микросистем. К тому же, это станет существенным толчком для инвестирования в R&D по разработке новых систем генерации, хранения, распределения и, главное, SMART-решений контроля и управления такими энергосистемами. Как следствие, прогнозируется, что энергорынок ЕС станет более гибким и сможет быстро реагировать на потребности в пиковых потреблениях, а тарифы станут амплитудировать между пиками потребления и перепроизводства электроэнергии.

Это кратковременная энергетическая перспектива енергокооперации в объединенной Европе на 10 лет. В исследовании CE Delft отмечается, что к 2030 году количество домовладений и кооперативов, которые станут игроками энергорынка, достигнет 50% от всей численности населения ЕС. При этом, вклад кооперативов в генерацию электрической энергии будет составлять 20% по сравнению с 9,8% на сегодня.

Прошел год с момента создания первого энергетического кооператива в Харьковской области. Год назад эксперты Института устойчивого развития уговаривали 20 сельскохозяйственных предпринимателей объединиться в кооператив по производству биотоплива для собственных нужд. Для закупки оборудования организация имела грант программы ООН. Помня советскую жизнь в колхозах, 8 предприятий отказалось, осталось – 12. Сегодня энергетический кооператив из 12 представителей малого и среднего аграрного бизнеса произвели свои первые 20 тонн дизельного топлива, которые использовали для сбора урожая, а остатка хватит на проведение посевной.

Проблемой в создании энергетических кооперативов является отсутствие соответствующих норм права, а с другой стороны – ментальность украинцев с нежеланием объединяться в кооперативы.

Зеленые бонды (Green bonds)

Начали приобретать особую популярность после Парижской климатической конференции и направлены на финансирование или рефинансирование проектов, которые смягчают влияние на окружающую среду. В первую очередь, они уменьшают эмиссию парниковых газов.

"Зеленые облигации" – долговые инструменты для привлечения средств на проекты развития возобновляемой энергетики, энергоэффективности и экологически чистого транспорта. Совокупный объем размещения этих бумаг в этом году может достичь $200 млрд. "Зеленые" бонды еще только находятся на пути к полноценной институализации, хотя рынок растет очень активно. В качестве одного из институтов, разрабатывающих стандарты для рынка зеленых бондов, потенциал которого оценивается в $100 триллионов, выступает международная организация Сlimate Bonds Initiative.

При этом эмитентам, которые рассчитывают привлечь деньги от инвесторов, следует сразу подумать о соблюдении стандартов, которые только начинают внедряться в этой сфере.

Однако, украинское нормативно-правовое обеспечение зеленых проектов требует существенной имплементации в него элементов использования Green bonds. С другой стороны, государство имеет два фактора, которые существенно сдерживают применение этого инструмента: отсутствие развитого фондового рынка и низкий суверенный рейтинг.

Международные финансовые институты (IFI)

В Украине международные финансовые институты представлены, в основном, финансовыми институтами группы Всемирного Банка (IFC, EBRD, EIB, World Bank) и американской корпорацией зарубежных частных инвестиций (OPIC). Кроме того, украинскими зелеными проектами заинтересовался китайский Комитет по развитию предприятий за рубежом (CODA) и Китайский Банк развития (CDB). Они становятся важными игроками на поле инвестирования в проекты ВИЭ, охватив в этом году почти 5% от общемирового проектного портфеля.

Положительной стороной является то, что инвестируя через отечественные коммерческие банки под гарантии IFI, международные финансовые институты берут на себя кредитные риски проектов. Также, очень часто, дополнительно с кредитом, организации предоставляют грант для экспертного сопровождения проекта и осуществления его супервизии.

Вместе с тем, следует понимать сложные аппликационные формы, которые необходимо заполнить до начала рассмотрения проекта для финансирования. А затем сложный и длительный процесс принятия решения по принятию факта кредитования и его условий.

Гранты от международных доноров

Сегодня, в Украине работает 62 проекта и программы международной технической помощи в области энергоэффективности и зеленой энергетики. Очень часто, на конкурсной основе, эти международные институты предоставляют гранты (безвозвратную финансовую помощь) для энергомодернизации существующих объектов. Преимущественно, это социальная сфера или создание новых генерирующих мощностей зеленой энергетики, в частности, с целью газозамищення.

Реальным кейсом по использованию ресурсов международной технической помощи для зеленых проектовявляется инициатива "Энергоэффективное село", реализованная Институтом устойчивого развития. Сегодня, в рамках проекта создана модель енергодостаточного сельского населенного пункта. На первом этапе, были созданы объекты местной теплоэнергетики (2 котельные), которые используют местную биомассу. Также была проведена тепломодернизация всех объектов социальной сферы. На втором – обеспечено отопления ФАПа тепловым насосом и полная термомодернизация. На третьем – освещено 5 км улиц, используя светодиодное освещение и фотовольтаические панели.

На данный момент, завершены проектные работы и начато строительство местной солнечной электростанции, мощностью 1,8 МВт. Самое главное, что найден инвестор для строительства этого объекта зеленой энергетики. И это будет самый крупный объект альтернативной энергетики в Харьковской области. Итак, "Энергоэффективное село" – это зеленый проект, который прошел путь от малой теплоэнергетики до электрогенерации в промышленных масштабах.

Подобные проекты могут быть реализованы на любой территории Украины, независимо от географической привязки. Главным сдерживающим фактором здесь являются: во-первых, низкий уровень знаний и навыков общин по составлению заявок на получение грантов. Во-вторых, высокая профессиональная конкуренций между общественными организациями за грантовые ресурсы.

Экспортно-кредитные агентства (ЭКА)

В развитых странах одним из эффективных инструментов поддержки экономики являются экспортно-кредитные агентства (EKA). Их специально создают правительства для поддержки и стимулирования экспорта, развития национального производства и уровня занятости населения. Этот инструмент хорошо работает, когда в стране есть конкурентоспособный производитель оборудования. В таком случае, ЭКА страхует риски кредитования на приобретение оборудования у локального производителя. При этом, пользу от проекта получат все. Страна – новые рабочие места и заказы для своего бизнеса. Бизнес (производитель) – реализует собственную продукцию. Банки – покрытие кредитных рисков, а инвестор получает оборудование на выгодных условиях.

Следует заметить, что ЭКА ранжируют страны от "1" (самый высокий рейтинг) до "7" (самый низкий из возможных значений рейтинга). К большому сожалению, низкий уровень "7" суверенного рейтинга Украины является значительным тормозящим фактором для развития этого инструмента. Именно из-за макроэкономической и политической ситуации в нашей стране, большинство европейских экспортно-импортных агентств ограничили или вообще закрыли лимиты для Украины.

Каждый из этих инструментов может быть использован для привлечения финансовых ресурсов для внедрения зеленых проектов, в частности, применение возобновляемых источников энергии. Каждый из инструментов является рабочим и уже имплементирован на территории Украины различными стейкхолдерами.

Напомним, что в 2017 году шесть украинских компаний получили Климатические инновационные ваучеры (КИВ) - новый механизм, направленный на разработку и совершенствование технологий сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) и улучшение потребления энергии в Украине.

Источник: Новое время

Читайте также