На вопрос "О препятствия к вложениям в Украине говорят инвесторы, и как их снять" ответили 77 представителей иностранных компаний.
Прямые иностранные инвестиции - путь к здоровой экономике, созданию новых рабочих мест, увеличению благосостояния людей. Со времен кризиса интерес иностранцев к Украине вырос, но потоки инвестиций до сих пор не восстановились. На пути к притоку иностранного капитала стоят системные проблемы с коррупцией, судебной системой и захватом государства олигархами. Сравнительно быстро улучшить ситуацию можно, снизив налоговое администрирование и валютные ограничения.
Чтобы наверстать упущенные темпы, украинская экономика как воды требует инвестиций, которые в 2015 году достигли рекордно низкого уровня в сравнении с размером ВВП. Больше всего нужны прямые иностранные инвестиции, то есть непосредственное открытие компаний иностранными владельцами, строительство фабрик, агрокомплексов.
Экономическая политика должна стимулировать прямые иностранные инвестиции всеми путями, поскольку именно они:
• создают качественные рабочие места для людей не только в самой компании, но и в смежных отраслях;
• является каналом поступления капитала для развития бизнеса без увеличения долговой нагрузки;
• приносят в Украину валюту, поддерживая курсовое равновесие;
• не имеют опасной волатильности «горячих денег» - это долгосрочные средства;
• приносят знания и технологии, которые затем используются на уровне страны;
• интегрируют Украину в европейскую среду.
Сейчас же Украина почти не получает прямых иностранных инвестиций. С 2014 года, их объем резко упал и до сих пор не вышел на прежние показатели.
При этом за пределами Украины ней активно интересуются. Мы видим это по поведению иностранных инвесторов, входящих в зарубежные активы, связанные с Украиной. В частности, на долговом рынке в середине августа инвесторы купили ОВГЗ на 460 млн. грн. через специальные ценные бумаги, выпущенные не в Украине, а за рубежом (ноты, связанные с кредитом,) то есть минуя внутренние административные подводные камни. Оценка акций украинских компаний, торгующихся на зарубежных площадках, сильно упала во время кризиса в 2014 году, но уже в 2015-2016 гг. восстановилась. Однако прямые иностранные инвестиции, которые поступают в страну непосредственно, приходят очень медленно.
Если бы ПИИ возобновились так же быстро, как оценка украинских акций за рубежом, мы бы получали примерно 1-1,5 млрд долларов инвестиций в квартал. А по сценарию, когда структурные реформы были бы успешными, и власть вывела бы Украину на инвестиционную привлекательность выше уровня 2011-2012 годов - и гораздо больше. Ведь сейчас существует соглашение об ассоциации с ЕС, которой не было тогда. Однако в последние годы квартальный приток инвестиций колеблется на уровне 200-500 млн. долларов. Этого крайне мало даже для компенсации дефицита торгового баланса, не говоря о выходе страны в равные на глобальном рынке.
Центр экономической стратегии вместе с EBA и Dragon Capital опросили иностранных инвесторов, что мешает увеличению финансирования отечественных проектов?
Первое и второе места рейтинга стабильно занимают широко распространенная коррупция и недоверие к судебной системе. Эти проблемы существуют давно и требуют системных реформ. Относительно быстрыми темпами их решить не удается, хотя без этого и ожидать заметный рост благосостояния граждан не стоит.
Но новая проблема, которую мы ввели в опрос этого года - захват государства олигархами и монополизация - занимает третье места, отодвинув на четвертое военный конфликт с Россией. Под захватом государства олигархами мы понимаем ситуацию при которой отдельные бизнесмены влияют на политику и государственные органы через свои партии, купленных политических лидеров и медиа и, как следствие, получают неправомерные конкурентные преимущества.
В частности, ограничения конкуренции, монополизация секторов экономики, достигается с помощью политического влияния, позволяет увеличивать цену или ставить преграды для доступа к ресурсам или инфраструктуре для другого бизнеса. В то же время налоговые льготы и преференции там, где обычный бизнес таких преференций не имеет, позволяют снизить расходы. Типичный пример захвата государства - захват регулятора, который принимает решение в пользу олигарха монополиста, захват бюджета, где олигарх получает преференции, захват государственных предприятий, которые начинают обслуживать интересы определенного олигарха.
Сейчас решение этой проблемы находится в политической плоскости и предусматривает изменение избирательного законодательства, политическую независимость судов и рыночных регуляторов, таких как НКРЕКП и НБУ. В экономической плоскости эти проблемы могут быть решены через целевое среднесрочное бюджетное планирование и прозрачные бюджетные закупки, внедрение деполитизированного корпоративного управления и приватизации (против захвата государственных предприятий) и усиление институциональной способности регуляторов (против захвата регуляторов).
На пятом месте - репрессивные действия правоохранительных органов, так называемые «маски-шоу» и неправомерные дела против бизнесменов и должностных лиц компаний. Это проблема связана с широко распространенной коррупцией и атмосферой безнаказанности и круговой поруки, унаследованной от советских времен. Давление силовых органов на бизнес не останавливается, несмотря на декларации о создании благоприятной бизнес-среды от Президента и правительства.
В 2016 году Совет бизнес-омбудсмена получила 868 жалоб на действия органов власти, из них 172 жалобы на действия силовых органов, включая уголовные производства по инициативе ДФС. За первую половину 2017 Рада получила 501 жалобу, из них 107 жалоб - на действия силовых органов. Несколько резонансных дел с «маски-шоу» стали очень широко известными, особенно когда речь шла о предприятиях с иностранными инвестициями. Это конечно же ухудшает имиджа Украины как объекта инвестирования.
Инвесторы до сих пор не отошли от шоков 2014-2015 годов, и опасаются нестабильности валюты и финансовой системы. Реформы НБУ в этом направлении стабилизировали ситуацию, банковская система наполнена ликвидностью, а курс гривны колеблется в умеренном диапазоне. Но инвесторы все еще не до конца доверяют украинским банкам и украинской валюте. Если НБУ продолжит совершенствовать банковский надзор и придерживаться инфляционного таргетирования, доверие инвесторов к финансовой системе должно улучшиться.
Постоянные изменения нормативного регулирования, сложное администрирование налогов и валютные ограничения - другая причина недовольства инвесторов. Только после этого опрашиваемые респонденты отмечают низкую покупательную способность населения, связанную с кризисом и слабым экономическим ростом.
Итак, основная проблема Украины с точки зрения иностранных инвесторов - не в экономическом кризисе, а в слабых и коррумпированных институтах, мешающих бизнесу инвестировать и развиваться. Главное, что может сделать власть - продемонстрировать эффективность в борьбе с коррупцией и произволом силовых органов. Но кое-что можно сделать и в чисто экономической плоскости.
От экономической политики инвесторы ожидают в первую очередь трех вещей: упрощение администрирования налогов, сохранение программы МВФ и ускорения валютной либерализации.
Отдельно стоит заметить, что основная масса факторов - не новы, и появились в Украине не в 2014 году, а гораздо раньше, следовательно, падение прямых инвестиций они не объясняют. Из новых факторов, которые не присутствовали в 2010-2013 годах (когда прямые инвестиции в Украину были ограниченными, но поступали) можно отметить перераспределение олигархического влияния, которое могло отразиться на привлекательности отраслей, и введение ограничений на движение капитала.
Так что пока антикоррупционные инициативы шаг за шагом преодолевают тяжелый путь, а политические игры вокруг приватизации и земельного моратория продолжаются, в краткосрочной перспективе Украина может сделать два эффективных шага, которые привлекут иностранных инвесторов и улучшат внутренний бизнес-климат: провести валютную либерализацию и упростить налоговое администрирование. Тем более, что и НБУ, и министерство финансов уже продемонстрировали свою способность проводить реформы.