Как действовать стартапам во время кризиса 2020 года?

Как действовать стартапам во время кризиса 2020 года?

Виктория Тигипко, основательница и управляющий партнер TA Venture о том, какие меры нужно предпринять стартапам во время кризиса

Об экстренных мерах для стартапов.

Несколько мыслей со стороны венчурного инвестора:

  • Общий подход. Если трудные времена коснутся и вас, нужно подумать о менеджменте ожиданий. Не обещайте слишком многого своей команде и инвесторам. Невыполненные обещания – всегда проблема, но в такой ситуации это может быть просто преступно.
  • Операционная эффективность. Стоит затягивать пояса или нет – это зависит от реалий вашей вертикали или ниши, но даже для тех, у кого бизнес идет достаточно нейтрально, операционная эффективность сейчас очень важна. Об этом еще рано говорить наверняка, но причина заключается в том, что привлечение нового капитала в ближайшей перспективе потенциально может усложниться (а оценки – снизиться) даже для тех, у кого все пока идет хорошо. Обьективный прогноз и менеджмент burn rate – всегда и особенно сейчас – это топ-обязанность для CEO любого стартапа ранней стадии.
  • Общение с инвесторами. Трудно себе представить, что вы этого еще не сделали, но если вы до сих пор не отправили всем своим инвесторам хотя бы короткий апдейт о ситуации, вам немедленно стоит это исправить. Более того, такие апдейты сейчас стоит отправлять каждые пару недель. Помощь ваших инвесторов и их нетворка может быть очень кстати для потенциального «пожаротушения», а значит лучше, чтобы все были осведомлены заранее.
  •  Фандрейзинг. Вполне возможно, что вам пригодится экстренное финансирование. Важно подумать о том, какие это может иметь последствия для вашего каптейбла – в особенности, если вы подняли значительные суммы по SAFE’ам. Для толкового инвестора, слишком большое дальнейшее размытие вашей доли как фаундера - тоже проблема. Если вы на это согласны, это плохой сигнал, adverse selection.
  • Пивот. Вполне возможно, что у вас уже все шло довольно посредственно, но наличие хотя бы какого-то обьема живого бизнеса до COVID-19 вас держало привязанными к тому, что вы делали. Если у вас есть обьективно толковая идея для пивота – то есть, не оппортунистическая (в долгосрочной перспективе нам не нужны еще 1000 Zoom’ов и доставок) и, желательно, фундаментально основанная на ваших существующих наработках и опыте – то сейчас не худшее время “переключить передачи”.

И, напоследок, немного об эмпатии. Важно осознавать контекст и помнить, что все это – дело случая, глитч в системе. Едва ли кто-то заслужил пострадать от COVID-19.

От тех, кого эта ситуация затронула меньше других, сейчас особенно требуется некий ментальный лидершип.

Читайте также