Как крупному бизнесу привлечь инвестиции в условиях кризиса банковской системы?

Как крупному бизнесу привлечь инвестиции в условиях кризиса банковской системы?

Сергей Васьков, управляющий партнер лизинговой компании "ЭСКА Капитал" о плюсах и минусах распространенных механизмов привлечения заемных средств корпоративным бизнесом

Крупный бизнес располагает большими возможностями для получения ресурсов, необходимых для развития. Корпоративные облигации — не самый очевидный и простой из них. Тем не менее, существуют доводы, почему стоит предпочесть именно его. Рассмотрим все варианты.

Кредиты. Самый простой путь на сегодняшний день. Для крупного бизнеса он более доступен, чем для мелкого и среднего. Банки охотно кредитуют компании с более прозрачной и понятной отчетностью, которые могут предоставить больший объем залогов. Это также возможность кросс-продаж дополнительных продуктов, например, зарплатных проектов. Если с малым и средним бизнесом банки не умеют работать, то крупными компаниями у них получается гораздо лучше.   

Акции. Очевидно, самый дорогой способ. Размещение обычно делают на зарубежных площадках, таких, как Варшавская фондовая биржа или Франкфуртская фондовая биржа. Украинский же рынок практически мертв. Сегодня дополнительный негативный фон создает стартовавшая в Украине процедура сквиз-аута, то есть принудительного выкупа компаниями акций у миноритариев. Поэтому размещение акций здесь в ближайшем будущем маловероятно. К тому же для инвесторов это наиболее рискованный инструмент, зарекомендовавший себя в Украине хуже прочих.

Кредитование международными финансовыми институтами. Сотрудничество с международными финансовыми институтами (например, с ЕБРР) дает возможность получать финансирование под определенные проекты, связанные с энергосбережением, повышением эффективности производства, развитием некоторых отраслей экономики. Это, конечно, не самые дешевые деньги. Но это деньги, как говорится, "правильные". Факт такого сотрудничества — вклад в репутацию компании.

Корпоративные облигации. Этот способ привлечения ресурсов должен стоять в начале списка, однако в условиях украинского рынка он достаточно непонятный и трудоемкий. Тем не менее, выпуск облигаций — инструмент, за которым будущее. Во-первых, привлечение средств за счет выпуска гривневых корпоративных облигаций обходится дешевле кредитов даже при ставках 18-20%. Во-вторых, это более длинные деньги. В-третьих, по сравнению с теми же кредитами, это более прогнозируемые займы — банки, как правило, прекращают свои кредитные программы в ситуации кризиса.

Против корпоративных облигаций работает несколько факторов. Физлица привыкли доверять депозитам (хотя они уже не спасают от инфляции). Институциональные инвесторы осторожничают, памятуя о негативном опыте прошлого. В итоге как крупному, так и среднему бизнесу с помощью этого инструмента сегодня привлечь финансирование тяжело.

Перспективы, тем не менее, неплохие. Ситуация на рынке изменилась. Регулятор провел огромную работу, очистив его от мусорных бумаг.  Доступ для мошенников перекрыт. Многие крупные компании проводили раньше и размещают успешно сейчас свои еврооблигаций на внешнем рынке. Необходимы истории успехов на рынке внутреннем. Чем больше будет выпусков, тем будут их будут обсуждать, тем выше будет интерес инвесторов.

Со своей стороны бизнес должен обеспечить прозрачность: отчетность в соответствии с МСФО (Международными стандартами финансовой отчетности); ясная схема владения компанией; белая прибыль.

Физлица в первую очередь смотрят на доходность, профиль компании. Меньше на отчетность, потому что немногие могут ее прочитать. Инвестбанки и страховые компании имеют более профессиональных финансистов и в состоянии провести более глубокий анализ.

Весьма тщательную проверку проводит сегодня Комиссия, которая следит за репутацией рынка и очень чувствительно реагирует на любые детали в отчетности эмитента. Зарегистрировав выпуск, компания подает пакет документов, включающий в себя результаты аудита. Проверяется реноме и прозрачность аудиторской компании. Отчетность должна отвечать действительности. Финансовые потоки эмитента должны позволять обслуживать долг, который она привлекает. Цель Комиссии — защитить интересы инвесторов, так что изучение бизнес-клиента проходит практически под микроскопом.

Стоимость выпуска складывается в основном из фиксированных затрат. Поэтому, чем  больше объём эмиссии, тем ниже, соответственно, доля административных расходов. Одно дело, выпуск на 30 млн грн, совсем другое — на 300 млн.  Крупному бизнесу, обладающему большим ресурсом и времени и людей, это сделать легче.

Впрочем, главная задача еще впереди — размещение. Большим компаниям помогут инвест-банки или инвест-компании. Среднему бизнесу скорее всего, придется полагаться на свои силы. Неудачные выпуски, имевшие место в Украине, связаны с недооценкой информационной компании, которую необходимо проводить для поддержки.

Скажем, в Польше или Чехии инвесторам не нужно рассказывать о том, что такое корпоративные облигации. Чешская Республика, одна из самых богатых стран Центральной и Восточной Европы, на сегодняшний день имеет один из самых развитых среди своих соседей сегмент корпоративного долга. Облигации в этой стране выпускают банки, автомобилестроительные компании, энергетические предприятия. Польская экономика, благодаря частным инвесторам уверенно чувствует себя во времена кризисов.

Очевидно, что, если мы тоже хотим быть независимой страной со стабильной финансовой системой, необходимо сосредоточиться на развитии внутреннего инвестиционного рынка, на который может опереться украинский бизнес. Корпоративные облигации не выглядят, как простой вид кредитования сегодня, но стратегически это более правильный путь.

Читайте также