Разберем основные принципы оценки и планирования инвестиционных проектов в кризисных условиях.
1. Не планировать от достигнутого
До недавнего времени планирование продаж не представляло особенного труда. Делая расчеты по инвестиционному проекту, финансовый директор мог опираться на динамику продаж аналогичных товаров или долгосрочные прогнозы развития рынка. Сейчас эти сведения для планирования не годятся – не факт, что покупательская активность будет такой же, как и в предыдущие периоды.
На прогнозы Минэкономразвития также рассчитывать не приходится, ведомство корректирует их от месяца к месяцу. Исследования потребительских предпочтений маркетинговыми агентствами или сведения о доходах и платежеспособности населения, публикуемые Росстатом, также вряд ли будут полезны в текущей ситуации. Большинство из них констатирует то, что было «вчера».
Тем не менее возможность адекватно прогнозировать продажи есть. Для этого можно проводить анализ баланса спроса и предложения, основанный на реальной физической потребности в товаре или услуге, а также планировать продажи исходя из текущей ситуации.
Крупное виноградарское хозяйство планирует построить завод по производству вина и коньяка. Прогноз объема продаж формируется на основе предполагаемого баланса спроса и предложения. Объем спроса и его структура закладываются на уровне схожего по показателям периода в экономике. Для оценки предложения, наоборот, используются текущие данные алкогольного рынка – сколько производится недорогого коньяка и вина, кто основные игроки, возможно ли у них изменение объемов производства или переход в другие рыночные ниши.
Проводя анализ по такой логике, компания получила картину рынка, на котором спрос несколько обгоняет предложение, но затем, через 2–3 года, они сравниваются. Следовательно, для первых двух лет проекта будут использоваться прогнозы, взятые из периодов, характерных для растущего рынка, а для последующих лет – из периодов стагнации.
Планируя доходы по инвестпроектам, мы исходим из прогнозов по динамике спроса на те или иные услуги. Это могут быть как наши собственные прогнозы, так и внешние оценки. Допущения по основным внешним параметрам инвестиционных проектов основываем на собственных оценках, а также на доступных внешних источниках прогнозов (Организации экономического сотрудничества и развития, Минэкономразвития, инвестиционных аналитиков).
Руслан Цику, начальник управления инвестиционного анализа и организации расчетов ООО «Севморнефтегаз»
Основным инвестиционным проектом для компании «Севморнефтегаз» является проект по разработке Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Баренцева моря. Механизм инвестиционных расчетов практически не изменился. Для реализуемых проектов стали рассчитывать дополнительные сценарии: полное прекращение проектов и приостановка на определенный срок; для них необходимо правильно оценить дополнительные расходы, связанные с прекращением/приостановкой проекта.
Но если речь идет о формировании портфеля проектов, мы ориентируемся не на текущие цены и рыночные прогнозы, а в первую очередь на объемы гарантированного спроса, например на уже заключенные контракты и прогнозы объемов потребления на региональных рынках. В портфель попадут проекты с наименьшей себестоимостью товара, в нашем случае – нефти, нефтепродуктов, газа, суммарный объем производства которых не превышает гарантированный спрос. От других проектов, какими бы привлекательными они ни выглядели, приходится отказываться.
2. Обратить внимание на срок окупаемости проекта
Рассчитывать сейчас на резкий рост каких-либо активов не приходится, поэтому жизнеспособны будут инвестиционные проекты с окупаемостью не более 3–4 лет, реализуемые средним бизнесом, а крупный, вероятно, в состоянии позволить себе инвестиции на 5–6 лет, но не более.
Руслан Цику,начальник управления инвестиционного анализа и организации расчетов ООО «Севморнефтегаз»
В период кризиса, если есть деньги, самое время их инвестировать. Проекты в нефтегазовой сфере имеют сроки реализации 20–50 лет, а бывает и больше. На такой период может попасть и не один кризис, и не одна волна падения/подъема цен на энергоносители. Период же активного инвестирования в таких проектах, на который может приходиться более половины всех капвложений, – 5–7 лет, и если этот период попадает на кризис, можно получить дополнительные выгоды от снижения цен на металлы, услуги подрядчиков.
3. Рассчитать коэффициент ликвидности
При планировании инвестиционных проектов оправданно закладывать определенный запас прочности – значения показателей ликвидности должны быть в 1,5–2 раза выше, чем по аналогичным проектам, которые реализовывались раньше. Для среднесрочных проектов рекомендуемое минимальное значение коэффициента быстрой ликвидности ((оборотные активы – запасы) : краткосрочные обязательства) – от 1,5 до 2, текущей ликвидности (оборотные активы : краткосрочные обязательства) – 2–2,5.
Если речь идет о долгосрочных проектах, важно уделить особое внимание контролю над общим покрытием долга (отношение чистых доходов каждого периода проекта к величине платежей процентов и основного долга, запланированных на этот же период). Крайне важна уверенность в том, что в каждом плановом периоде чистые доходы будут выше суммы, которую придется отдавать банку. Будет оправданно, если в расчетах коэффициент покрытия долга будет составлять от 1,8 до 2. Разумеется, это ограничивает возможности развития бизнеса и снижает доходы акционера, но в нестабильной ситуации такой запас прочности обеспечит уверенность в жизнеспособности проекта.
Алексей Корня, врио вице-президента по финансам и инвестициям компании «МТС»
При анализе инвестиционной программы мы отслеживаем, насколько ее реализация отразится на ликвидности компании. Желательно, чтобы изменение коэффициентов ликвидности было незначительным. В зависимости от вида коэффициента речь может идти о десятых долях процента. В противном случае, если снижение ликвидности довольно существенно, принимается стратегическое решение о том, что подобная корректировка допустима, или инвестиционная программа сокращается до приемлемого уровня.
При анализе инвестиционной программы мы исходим из общей рентабельности и окупаемости инвестиций, а также отслеживаем, насколько ее реализация отразится на ликвидности компании. Желательно, чтобы влияние на ликвидность компании было ограниченным. В зависимости от вида коэффициента речь может идти о десятых долях процента. В противном случае, если снижение ликвидности довольно существенно, принимается стратегическое решение о том, что подобное решение целесообразно, или инвестиционная программа сокращается до приемлемого уровня.
Сергей Глушков, начальник отдела финансирования, капитальных вложений и инвестиций ООО «СОЮЗ-Регион»
На мой взгляд, расчеты коэффициентов ликвидности и долговой нагрузки скорее нужны для прохождения кредитного комитета в банке, поскольку возможность проектного финансирования во многом зависит от качества проекта и его ликвидности (залоговой стоимости). Для самой компании гораздо важнее контролировать то, насколько выручка от текущей деятельности покрывает процентные платежи по кредитам, то есть реальную, а не бухгалтерскую ликвидность.
4. Проанализировать стратегические преимущества проекта
Даже самые обычные инвестиции можно рассматривать как венчурные. Построить прогноз денежных потоков на несколько лет вперед и принимать решения на основании этого прогноза стало, мягко говоря, затруднительно. Окончательное решение вопроса о финансировании проекта требует глубокого анализа его стратегической привлекательности и потенциала, определения ключевых факторов конкурентоспособности, то есть всех тех характеристик, которые при правильной оценке смогут обеспечить проекту преимущества в любых экономических условиях.
Значение разделов бизнес-плана, посвященных конкурентным преимуществам и стратегии бизнеса, существенно возросло. Поэтому оправдано самое пристальное внимание уделить даже не цифрам, а тому, что гарантирует успех проекта – например, что в ваших планах есть такое, чего не смогут получить конкуренты, как будет строиться рыночная стратегия компании и т.д. Другими словами, усилия при анализе инвестиционного проекта должны быть сконцентрированы на тех факторах, которые обеспечат превосходство над конкурентами.