– Расскажите немного о себе. Какими проектами Вы занимались до Digital Future?
– В студенческие годы я увлекся маркетингом и понял, что все в компании должно строиться вокруг клиента. В те времена я оценил эффективность того, что бизнес будет мигрировать в онлайн и что ведение онлайн-бизнеса возможно с любой точки мира. Мир глобализируется: ты можешь вести бизнес, скажем, из Бангладеша или Таиланда – лишь бы это был правильный продукт, и была возможность организовать поддержку этого продукта. Когда дошло дело до того, чтобы строить бизнес, мне эти знания очень помогли. За онлайном и цифровым маркетингом будущее. Все мы переходим в онлайн на сто процентов: мы покупаем еду, одежду, книги через Интернет. В бизнесе я уже десять лет. Успешно реализовал ряд глобальных проектов в сфере электронной коммерции. Это то, что мне нравиться, и что я умею.
– Как Вы создали Digital Future? Эта идея возникла недавно или Вы ее вынашивали?
– Идея не нова и вынашивал я ее достаточно долго. Деньги должны работать, поэтому я стараюсь их реинвестировать. Все произошло органично и в правильное время. Иными словами, мы серьезно занялись Digital Future именно тогда, когда назрела реальная необходимость. Не секрет, что сейчас многие западные инвесторы закрывают проекты и прекращают инвестировать в нашу страну. Поэтому мы вдвойне чувствуем нашу ответственность.
– Вы привлекали дополнительное финансирование или обошлись только собственными средствами?
– Мы оперируем средствами, заработанными собственным бизнесом. Но готовы рассматривать предложения от третьих лиц. Почему бы не разделить риски?
– В какие проекты инвестирует Digital Future?
– Мы инвестируем в уникальные проекты, технологические стартапы, компании, которые рассчитаны: а) на онлайн-среду, б) на глобальные рынки. Мы точно не будем инвестировать в очередной стартап, посвященный системам скидок. За это время мы получили более 10 таких предложений. Это направление нам кажется неперспективным. Также мы не инвестируем в оффлайн.
– Ваша компания уже инвестировала в стартап Easy Ads. Опишите, как прошла сделка.
– Мы провели ряд встреч, на которых изучали команду и саму концепцию проекта. Также привлекли более узких специалистов в качестве экспертов. Это позволило достаточно четко оценить риски и увидеть реальные перспективы инвестирования. Мы дали ребятам 4 месяца, чтобы они подготовили прототип и осуществили продажи. Далее сделали проекту офер и организовали сделку.
– Расскажите немного о своей инвестиционной стратегии.
– В первую очередь, мы инвестируем в те стартапы, которые понимаем, и которые подходят нам по экспертизе. Мы специализируемся на проектах в сфере электронной коммерции, digital маркетинга, мобильных технологий и других высокотехнологичных решений для бизнеса и потребителей. Мы уже получили около 200 заявок от проектов и провели большое количество личных встреч. Могу сказать, что есть талантливые команды с интересными идеями, но большинство из них не знают, как построить реальный, успешный бизнес. К примеру, как-то к нам пришла команда с готовым прототипом, но не умеющая продавать. Мы посчитали проект перспективным и, исходя из своего опыта, сформировали для стартапа кейс, который поможет им привлекать клиентов и инвестиции в будущем. По моему мнению, каждый конкретный проект требует индивидуального подхода. Его мы и придерживаемся в нашей компании.
– Каким должен быть стартап, чтобы получить инвестиции от Digital Future?
– Есть несколько базовых «точек» оценки на совсем раннем этапе: 1) команда проекта, 2) что уже сделано по проекту, 3) как планируют зарабатывать, 4) есть ли достижения: трафик, регистрации, доход. Если стартап уже имеет историю – важный вопрос: научилась ли команда брать деньги за продукт/услуги? Если за год-два этого не случилось, то значит, что-то пошло не так. Стартап в первую очередь должен быть бизнесом.
– У Вас есть еще какие-то украинские проекты на примете? На какие суммы вы планируете их профинансировать и что предоставите им помимо денег?
– В ближайшие 2-3 месяца планируем инвестировать в 3-4 украинских стартапа. Пока мы еще новички, и у нас нет бюджетных ограничений. Суть в том, что каждый проект абсолютно уникальный. Соответственно, мы не ограничиваем себя конкретными суммами. Суммы и условия, на которых мы работаем с проектами, – тоже абсолютно разные. Мы пытаемся найти лучшую формулу для каждого проекта и обоюдовыгодную комбинацию, когда выигрывает и стартап, и мы. Это не обязательно должны быть деньги. Мы предлагаем серьезную экспертизу в сфере электронной коммерции и digital маркетинга. Также интересные нам команды могут пользоваться рабочими местами в офисе компании и необходимой техникой.
– Планируете ли Вы в будущем привлекать внешних инвесторов в Digital Future?
– Да, планируем. Уже есть договоренности с несколькими партнерами. Пока мы не можем называть конкретных имен – переговоры продолжаются.
– Как Вы оцениваете нынешнее состояние венчурной сферы в Украине? Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для ее оздоровления?
– Безусловно, ситуация в стране сейчас тяжелая. Многие зарубежные инвесторы выводят отсюда деньги, и венчурные инвесторы в том числе. Но мы настроены патриотично и верим в нашу страну и, прежде всего, в людей. Поэтому мы, наверное, одни из немногих, кто в это сложное время смог выйти на этот рынок и вкладывает деньги в украинские стартапы. Хочу отметить, что в нашей стране капитал есть. На хорошие проекты всегда, в принципе, несложно найти инвестиции. Подчеркиваю – на хорошие проекты. Конечно, больше всего инвесторы верят в IT-индустрию Украины. Хотя есть прогнозы, что в этом году IT-аутсорсинг не будет расти такими темпами, как раньше.
– Какое сейчас настроение царит среди украинских инвесторов?
– В целом, украинские инвесторы готовы вкладывать. В основном, они подбирают стартапы, не нацеленные на наш локальный рынок. Они ищут проекты, в которых они могут разобраться, которые подходят им по их профилю деятельности и соответствуют их стратегии. У каждого фонда своя стратегия.
– Как Вы считаете, могут ли украинские стартапы составить конкуренцию динамичным израильским и американским проектам? Что отличает их от западных компаний?
Безусловно, в Америке, Израиле существует целая экосистема стартапов. Мы на десяток лет отстаем от них. Американским стартаперам достаточно просто тестировать свои идеи, поскольку они находятся на самом крупном потребительском рынке в мире. Украинцам приходиться значительно сложнее. Результаты тестирования на отечественном рынке не всегда позволяют сделать правильные выводы и прогнозы. Американский и украинский менталитеты сильно отличаются. Наш рынок, естественно, не очень большой. Много денег стартаперы заработать не смогут и инвесторы соответственно.
– Дайте несколько советов молодым украинским предпринимателям
– Будьте решительны и амбициозны, но начинайте с чего-то маленького. Не пытайтесь завоевать весь мир сразу.
Никогда не откладывайте то, что можно сделать сегодня. Время – деньги. Как правило, выгоднее первым выпустить пусть даже сырой продукт, нежели более качественный, но позже.
Нет ничего невозможного.
Стройте бизнес так, чтобы он начал приносить деньги с самого начала. Иначе – это не бизнес.
Используйте принципы кайдзен в своей работе.
Интервью провела Мила Лернер / InVenture Investment Group