Почему часто не удается продать бизнес в Украине?

Почему часто не удается продать бизнес в Украине?

Алексей Олейников, управляющий партнер InVenture о том, почему рушатся сделки и зачастую собственникам не удается продать бизнес в Украине

Продажа бизнеса сопряжена с рядом важных действий и процедур, правильное следование которым позволяет достичь целевого результата.

Помимо внутри экономических и политических факторов, военных действий в стране, низкой развитости рынка M&A, есть не менее важные факторы, которые влияют на успех продажи бизнеса.

Многие собственники бизнеса в Украине, как правило, не имеют определённого опыта в продаже компаний, а их уверенность в своих силах часто приводит к разочарованиям.

Из-за чего зачастую случается разочарование?

  1. Вы решили, что лучше вас никто не знает ваше дело и лучше вас никто не справится с продажей вашего бизнеса, в итоге допустили ряд критических ошибок, которые развалили сделку.
  2. Вы выбрали неверную стратегию продажи и целевую аудиторию, заплатили деньги за неэффективную рекламу, или попросту ограничились рекламой на OLX, но так и не нашли реального покупателя.
  3. Долгий процесс переговоров с покупателем привел к усталости всех сторон и, как следствие, за неимением медиатора, который снова смог бы посадить всех за стол переговоров, к срыву сделки.
  4. Вы доверились не профессиональному брокеру, и как результат, потратили ценное время и по различным причинам не закрыли сделку.
  5. Информация о продаже бизнеса стала известна рынку, и он ней узнали конкуренты или сотрудники, что в итоге негативно повлияло на развитие самого бизнеса.
  6. Не проведя предварительную подготовку продажи бизнеса, вы не смоги аргументированно отстоять его справедливую стоимость или же сложная структура сделки и риски отпугнули покупателей.

Продажа бизнеса, как товаров и услуг, требует инвестиций

Всем известно, что без рекламы сложно рассчитывать на продажи. Это относится и к продаже бизнеса. Если в среднем на продажу товаров или услуг, компании выделяют 3-5% от оборота, то в случае продажи бизнеса, собственники считают, что этим можно пренебречь и рассчитывают в лучшем случае на выплату комиссионных брокеру по факту сделки.  

Парадоксально, но, к примеру, при продаже бизнеса стоимостью $3 млн, собственники украинских компаний зачастую не готовы ради глобальной цели понести даже базовые затраты, которые оцениваются до 0,5% от стоимости сделки, к примеру:

  • услуги инвестиционного советника по предпродажной подготовке и поиску инвестора – $5 000 (0,17%);
  • рекламный бюджет - $1500 (0,05%);
  • юридическое сопровождение сделки - $5 000 (0,17%).

В нашей практике, по многим на первый взгляд перспективным активам, сделки так и не состоялись в основном из-за позиций собственника. Среди них: нежелание заблаговременно подготовить бизнес к продаже, банальная экономия на рекламе, переоценка стоимости бизнеса, желание собственников вести сделку самостоятельно.

Тем временем, сотни клиентов InVenture, которые воспользовались инструментами продвижения предложений по продаже бизнеса получили прямой доступ к инвесторам. 

Мы настоятельно рекомендуем доверять поиск покупателей и сопровождение сделки по продаже бизнеса профессиональным инвесткомпаниям и брокерам с успешными технологиями и опытом продажи бизнеса, прямым доступом к широкому кругу инвесторов и рекламными инструментами продвижения.

О том, какие существуют перспективы продажи бизнеса и активов в военное время в Украине вы можете ознакомиться в нашей отдельной статье.

Читайте также