19 июня 2022 года Комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования рассмотрел заключение Главного юридического управления ВРУ, учел их предложения и рекомендовал Верховной Раде принять законопроект об управлении отходами (регистрационный № 2207-1-д).
В процессе подготовки документа ко второму чтению рассмотрели более 1600 предложений, поступивших от народных депутатов всех фракций Верховной Рады.
Законопроект 2207-1-д – это первая реальная возможность внедрения европейского подхода управления отходами за все время независимости Украины и стать на шаг ближе к членству в Европейском Союзе.
Также это фундамент для построения круговой экономики, основанной на возобновлении и рациональном потреблении ресурсов, являющейся сегодня частью "Зеленого Курса" ЕС.
Проект Закона об управлении отходами — это также один из шагов к выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной с ЕС и аппроксимации трех директив ЕС, которые Украина должна имплементировать.
Каждая из директив направлена на то, чтобы уменьшить влияние отходов на окружающую среду и людей. Поэтому основы, которые закладывает законопроект, является также предпосылкой для получения международного финансирования на восстановление Украины.
Учитывая реалии военного времени, законопроект был дополнен новым положением, содержащим законодательную основу для правового регулирования отходов войны, созданных в результате военной агрессии против Украины — обломков разрушенных объектов, предметов, находившихся внутри таких объектов, металлолома и т.д.
Реформа системы обращения с отходами и преодоление последствий войны
Ситуация с отходами в Украине и до российского вторжения была непростой. Неразвитая перерабатывающая отрасль, полигоны и свалки, далекие от европейских стандартов.
За 2021 год в Украине образовалось более 10 млн. тонн бытовых отходов, из которых лишь незначительная часть была переработана, а 90% было захоронено.
С началом полномасштабной войны проблема отходов возникла очень остро и требует неотложных решений. Ведь многие существующие предприятия пострадали, логистические связи нарушены. Разрушены жилые дома, объекты инфраструктуры, предприятия, тысячи автомобилей сожжены и изуродованы.
Под завалами жилых построек находятся электронные и электрические приборы, опасные отходы, бытовая химия.
К примеру, только в Киевской области разрушены более 4000 частных и многоэтажных жилых домов, а в столице оккупанты разрушили 390 зданий, из них 222 – многоквартирные дома.
Точных объемов отходов от разрушения по всей Украине мы еще не знаем, но они колоссальны. Поэтому реформу нельзя откладывать до лучших времен. О лучших временах мы должны позаботиться уже сейчас.
Чем быстрее мы начнем реформировать отрасль, тем проще будет справиться с последствиями войны для сферы управления отходами.
Безусловно, мы надеемся на помощь международных партнеров. Но они тоже ожидают от нас реформ.
Зеленый курс Укрианы и круговая экономика
Около двух лет активных обсуждений реформы управления отходами позади. Нам удалось сбалансировать интересы общин, бизнеса и всех причастных к этой реформе.
Законопроект 2207-1-д вводит иерархию управления отходами, приоритетными направлениями которой является предотвращение образования отходов, их повторное использование и переработка.
И только потом восстановление или захоронение на полигонах, отвечающих требованиям экологической безопасности.
В Украине до начала полномасштабного вторжения России перерабатывалось только 6% бытовых отходов, в то время как в странах Европы – минимум 40%.
Таким образом, можем говорить о том, что в настоящее время в ЕС уже работают три основных принципа круговой экономики, а именно:
- Reduce (сокращение использования ресурсов и преимущество возобновляемым материалам);
- Reuse (эффективное и повторное использование продуктов);
- Recycle (восстановление продуктов и отходов для дальнейшего использования).
Они являются основой круговой экономики в ЕС и их внедрение в Украине будет стимулировать создание новых рабочих мест и привлечение значительных инвестиций и европейских технологий в эти сферы.
Привлечение инвестиций в создание сети комплексов по утилизации опасных, медицинских, военных и других отходов для предотвращения катастрофических последствий войны в сфере экологии
В рамках Зеленого Курса круговая экономика и подход к повторному использованию и восстановлению ресурсов не менее важен для достижения цели климатической нейтральности континента в 2050 году, чем декарбонизация и возобновляемая энергетика.
Для финансирования мер Зеленого Соглашения ЕС мобилизует не менее 1 трлн евро инвестиций в течение 10 лет — это 25% всего финансирования Европейского Союза.
Только с 2021 по 2027 год ЕС планирует мобилизовать до 150 млрд долларов. Конечно, эти средства будут доступны странам, имплементировавшим необходимые европейские директивы в национальное законодательство, что призвано принять рамочный законопроект 2207-1-д.
В феврале 2021 года начался стратегический диалог между премьер-министром Денисом Шмигалем и исполнительным вице-президентом Европейской комиссии Франсом Тиммермансом.
Работает также рабочая группа между Украиной и ЕС, которую возглавляют вице-премьер-министр Ольга Стефанишина и заместитель Генерального директора Директората по вопросам добрососедства Еврокомиссии Екатерина Матернова.
На всех встречах озвучивается тезис, что законопроект "Об управлении отходами" является самым ожидаемым. И сегодня мы можем с гордостью сказать, что приблизились к его принятию, которое станет отправной точкой реформы.
Что изменит в обращении с отходами законопроект 2207-1Д?
Рамочный законопроект создаст основу для введения расширенной ответственности производителя – системы, в которой производитель отвечает за сбор, повторное использование и переработку продукции после того, как она отслужила свой срок.
Украина – единственная страна в Европе, где расширенной ответственности производителя (РОП) до сих пор нет.
РОП поможет общинам без увеличения тарифа избавиться от трети бытовых отходов, которую составляет упаковка, ведь за это будет ответственный производитель.
В дальнейшем планируется установка РОП через принятие специальных законов об упаковке и отходах упаковки, батарей и аккумуляторов, об электрическом и электронном оборудовании, о шинах, маслах, отработанных транспортных средствах. И этот перечень не является исчерпывающим.
Переработка отходов с помощью РОП положит начало круговой экономики Украины, а это новые рабочие места, приход инвестиций в переработку и добавленная стоимость ВВП.
Также законопроект разблокирует разрешительную систему, ведь в Украине с 2014 года не выдаются разрешения на операции с отходами. Нынешняя система неэффективна, ведь на рынке работают множество компаний с "фейковыми" технологическими мощностями для переработки.
Закон введет планирование управления отходами европейского уровня (национальный, региональные и местные планы управления отходами). Ведь органы местного самоуправления, на территории которых генерируются отходы, являются заказчиками и контролерами процесса управления отходами.
Взять отходы под контроль государства и общин поможет информационная система управления отходами. Это своеобразный "блокчейн" для отходов, чтобы можно было проследить, кто и сколько их генерирует-перевозит-перерабатывает-захороняет.
Также эта система со временем избавит Украину от стихийных мусорных свалок, ведь бесхозного мусора не будет существовать и не сложно будет проследить все цепочки от образования до переработки.
Кроме того, информационная система обеспечит усиление контроля за опасными отходами, генерируемыми в стране или завозимыми из-за границы.
Сегодня в Украине нет достаточных мощностей для переработки отходов, поэтому тысячи тонн ввозимых и образованных отходов в это время медленно отравляют окружающую среду и здоровье граждан.
Сегодня в Украине нет ни одного полигона для размещения отходов, который отвечал бы европейским требованиям для захоронения отходов, а из 6 000 существующих полигонов и свалок оборудования для дегазации есть только на 26 полигонах, установки для очистки фильтрата – только на двух.
Большинство полигонов эксплуатируются сверхурочно с многочисленными нарушениями природоохранного законодательства.
Законопроект создает условия для закрытия и рекультивации опасных свалок и полигонов, не отвечающих нормам экологической безопасности и предусматривающий возможность привлечения международного финансирования для этого.
Проект организации полигона твердых бытовых отходов (ТБО) возле Киева на базе действующего предприятия по захоронению отходов
Все эти проблемы были и в Европе 30 лет тому назад. Решить их постепенно помогали Директиве ЕС. Рамочный законопроект № 2207-1-д также в четком соответствии с евродирективами разрабатывали международные и правительственные эксперты для того, чтобы запустить лучшие европейские практики в Украине.
Я надеюсь на конструктивную позицию всех депутатов Верховной Рады в поддержке старта долгожданной реформы управления отходами.
Ведь от нее напрямую зависит членство в Украине в ЕС, возможность получения международного финансирования послевоенного восстановления, репутация Украины как надежного партнера для Евросоюза на пути достижения целей Зеленого Соглашения.