Принципы восстановления Украины после войны: инвестиции и технологии

Принципы восстановления Украины после войны: инвестиции и технологии

Надежда Васильева, основательница Института цифровой трансформации: "Основой успеха Украины в период восстановления является привлечение иностранного капитала и технологий, радикально ...

Прежде всего нам следует разработать специальные программы постройки жилья (включая гражданское жилье) на основе лучших практик строительства.

Модель городской планировки Сингапура (высококачественное жилье в привлекательных зеленых микрорайонах с близко расположенными услугами — магазинами, ресторанами, детскими садами и общественным транспортом) может служить примером модернизации и мотивацией возвращения украинцев домой. В то же время нужно обратить внимание на наших украинских инженеров и архитекторов, которые имеют огромный опыт и высокий уровень знания стандартов строительства, который даже для Европы является более прогрессивным, надежным и проверенным годами.

Безусловно, нужно привлекать и новые технологии, более экологически ориентированные, менее энергозатратные и энергоемкие, а также использовать современные сверхлегкие композитные материалы. Кроме того, следует поддержать восстановление жилых домов в рамках программы, похожей на ту, которую предоставляет FEMA2 — то есть поддержка людям, которые отстраивают собственное жилье самостоятельно. Эта программа действует по принципу адресной помощи, когда человеку за утраченное жилье выплачивается компенсация в соответствии с регионом, и человек на деньги может купить новую квартиру в новостройке или отстроить свой дом. Но стандарт жилья должно задать государство, чтобы в будущем сохранить подлинность городов, красоту районов и парков, добавить эргономичность и эффективность, а также новую сверхсовременную инфраструктуру для роботизированного и электрифицированного персонального и коммунального транспорта.

Восстановление инфраструктуры можно разделить на несколько этапов

Первый этап «Инфраструктурный» — это дороги, мосты, системы коммуникаций, а также объекты критической городской инфраструктуры (энергогенерирующие станции, насосные станции, современная система водоснабжения с биологической системой очистки воды) и все, что обеспечивает жизнедеятельность города. Этот этап должен длиться около 6 месяцев.

Второй этап «Жилой» — это строительство, как многоэтажных жилых домов, так и частных усадеб. Лучший метод современного строительства — быстрые модульные здания из современных композитов, обеспечивающие оптимальное использование природных сил (ветра, солнца, дождя) для энергоэффективных решений и сохранения тепла/прохлады в зданиях без избыточных затрат электроэнергии или отопления. Этот этап затянется от 12 до 24 месяцев.

Третий этап «Социально-бытовой» — это медицинские учреждения, больницы, роддомы, детские садики, школы, театры. Этот этап рассчитан на 36 месяцев.

Четвертый этап «Промышленный» — промышленные объекты, складские площади и развлекательно торговая инфраструктура, которая должна восстанавливаться за счет частных денег. На этом этапе задача местных властей вместе с национальным правительством — развернуть сотрудничество в построении кластерной экономики по новому типу. Многие предприятия переехали в новые регионы, а затем были построены новые цепи поставок. Поэтому задача власти и бизнеса — использовать уже существующие ресурсы и возможности и предоставить всем одинаковые условия для интеграций и получения возможностей поддержки и развития. Этот этап будет выполнен за 36−48 месяцев.

Пятый этап «Культурный» — это объекты культурного наследия и исторические памятники. Эта война должна научить нас беречь наши исторические памятники. В современном виде — это создание общенационального цифрового реестра национального Наследия. Его миссия — контроль за созданием цифровых или аналоговых копий культурных объектов, развитие рынка украинской культуры и ее продвижение в мире. Самый длительный этап, который может быть реализован за 48−60 месяцев.

Поскольку местные общины лучше понимают ситуацию на местах, процесс финансирования восстановительных проектов нужно начинать с ходатайств местных органов власти в центральные органы, а не наоборот, когда правительство решает, что где должно быть. Функция Кабмина на этом этапе — видение направлений и выведение новых стандартов, рекомендации по возможностям создания новых экономических региональных кластеров по форме кооперации или специализации и приоритеты запросов местных общин. Конкуренция и результаты выполнения проектов в разных общинах помогут освободить инициативу среди местных активистов и создать общественную подотчетность.

Следует отметить, что эффективное восстановление будет только в том случае, если будет согласовано с интересами Украины. Помощь должна закрепить национальное единение украинцев и создать устоявшиеся некоррумпированные институты.

Ключевые принципы восстановления Украины:

  • Украина двигается к вступлению в ЕС. Украина восстанавливает свою территорию, чтобы быть не младшим братом альянса, а сильным восточным партнером;
  • под эгидой объединения стран, инвестирующих в восстановление, создается агентство, имеющее значительную автономию в вопросах координации и управления помощью и программой реконструкции, где исполнительная функция возложена на украинцев, а контролирующая — на Наблюдательный Совет, состоящий из украинских и иностранных представителей инвесторов;
  • Украина владеет программой реконструкции. Восстановление осуществляется в интересах Украины и ее граждан, а не доноров;
    координация помощи со стороны европейских государств в поступлении иностранного капитала и привлечении современных технологий;
  • помощь в виде грантов, а не кредитов. Разрушенная войной страна не сможет эффективно достичь своих целей в кредитной петле.

В качестве итога следует добавить, что обеспечение долгосрочного финансирования ЕС на реконструкцию и развитие Украины открывает для нас возможности для дальнейшего вхождения в Единый Европейский рынок общей капитализацией более 10.5 трлн долларов. Для гармоничной интеграции чиновникам уже сейчас полезно проанализировать, чем наше новое производство может дополнить потребности Европы, чтобы не конкурировать с ним, ведь это вызовет построение барьеров для нашей продукции. Наши товары и услуги должны являться открытием для европейцев и возможностью для инвесторов в развитии этих производств уже в странах Европы. В краткосрочном периоде гранты от ЕС должны быть дополнены значительной двусторонней поддержкой, организованной на крупных конференциях доноров.

Читайте также