Последнее время венчурный рынок в Украине растет невероятными темпами. Появляется все больше стартапов, но инвесторов на всех не хватает. Как украинскому проекту найти инвестиции в Украине и каким должен быть стартап, чтобы заинтересовать венчурный фонд, рассказал Антон Вокруг, сооснователь компании DataProm LTD и аналитик в украинской инвестиционной компании FISON.
InVenture: Расскажите немного о себе. Кто Вы и чем занимаетесь?
Антон Вокруг: Меня ошибочно считают айтишником, это немного неверно. Я пытался стать программистом, но понял, что для этого необходимо иметь математический склад ума, коим я не обладаю. В стартаперском лексиконе есть термин «entrepreneur» – это такой себе предприниматель-изобретатель, то есть человек, в равной степени обладающий навыками инженера-изобретателя и маркетолога-продавца. Вот это я и есть
InV.: Опишите коротко историю успеха DataProm LTD. Чего Вы уже добились и к чему стремитесь?
А.В.: У меня есть старый друг, партнер во всех моих бизнесах – Саша Ганджа. Год назад мы с ним пришли к мысли о создании программного продукта, который на основе анализа «больших данных» и потребительского спроса будет увеличивать прибыль интернет-магазинам через персонализацию контента. Разработали первичную архитектуру, написали базовый код, я «состряпал» презентацию – и понеслась!
В Facebook чисто случайно познакомился с Дмитрием Вишневым из фонда FISON, немного пообщались и через неделю договорились встретиться в Киеве. А уже через месяц мы «ударили по рукам» о получении инвестиций в компанию DataProm LTD.
На данный момент мы на финальной стадии разработки ПО, ведем переговоры с большими интернет-магазинами Украины, Китая, Индии и планируем летом открывать офис в Индии, так как видим индийский рынок самым перспективным для нашего продукта.
InV.: Каково это – запускать стартап в Украине? Какие нюансы и подводные камни ожидают тех, кто решил создавать собственный IT-бизнес?
А.В.: Увы, я работал только в Украине и, соответственно, стартапы запускал только здесь, поэтому не знаю, как запускать бизнес в других местах. Интуитивно понимаю, что в Силиконовой Долине проще: там больше инвестиционных фондов, развитее инфраструктура, но нужно четко понимать, что конкуренция там гораздо выше, а значит вероятность провала тоже выше.
Компания DataProm LTD юридически зарегистрирована не в Украине, разработчики у нас работают на основе аутстафинга в компании ДатаАрт, поэтому украинское законодательство имеет на нас минимальное влияние.
С другой стороны, в Украине достаточно много опытных программистов, а уровень зарплат в отрасли ниже, чем в Европе и США, поэтому у нас так развит IТ-аутсорсинг, которым мы, кстати, занимались до проекта DataProm. Во всем остальном так же, как и у всех – работай много, привлекай профессионалов, изучай и добьешься успеха!
InV.: Куда податься стартаперу в поисках инвестиций в Украине и за рубежом?
А.В.: «За рубежом» понятие очень относительное. Например, сейчас «стартаперский бум» в Индии, множество венчурных фондов открыло там свои представительства и ведут активную деятельность. Жизнь в Индии дешевая, но это не Силиконовая Долина, качество жизни там низкое. Есть Китай, там тоже все активно, но эта страна еще полу-коммунистическая, с весьма странным, по крайней мере, на первый взгляд, законодательством. А еще там плохо развит английский язык, в отличие от Индии, где английский имеет официальный статус. Вообще я апологет восточно-азиатского IТ-рынка, если мы говорим о проектах нацеленных на международный рынок.
Не вижу смысла ехать в Силиконовую Долину, если у вас, конечно же, не прорывная технология. Конкуренция там высокая, а жизнь дорогая.
В Украине относительно мало венчурных фондов, международных совсем нет. Хотя местные фонды достаточно активны, инвестируют на pre-seed стадии, чем я бы, например, не занимался. Это означает, что хороший проект на стартовом этапе может получить инвестиции. Есть и значительные сделки на раунде В, что тоже весьма показательно. Правда за последний год закрылось несколько инкубаторов-акселераторов, и нет успешных историй по выпускникам таких «заведений».
Получить инвестиции в Украине несложно: участвуйте в ивентах, которых уже достаточно много, пишите о себе в Facebook – почти все инвесторы имеют там аккаунты и они достаточно открыты к общению, ведь они тоже заинтересованы в поиске хороших проектов. В том-то и вопрос, что хороших проектов мало, деньги же не проблема!
В целом, алгоритмов привлечения инвестиции много и в интернете эта информация раскрыта в полной мере!
InV.: Какие есть нюансы привлечения инвестиций от украинского инвестора?
А.В.: Украинские инвесторы пока еще нерешительные, боятся вложиться в неправильный проект.
InV.: Как стартапу лучше себя подать, чтобы заинтересовать инвестора?
А.В.: В каком бы формате вы не подавали информацию о стартапе инвестору на рассмотрение, в этой информации должны раскрываться ответы на три самых главных вопроса: идея, ее жизнеспособность, актуальность (проблема-решение); команда, которая сможет реализовать эту идею на всех этапах – и когда будет тяжело, и когда придут большие деньги; и, конечно же, рынок, на котором этот стартап заработает много денег.
Наличие рынка вопрос тонкий, есть примеры, когда венчурные фонды давали большие инвестиции стартапам, у которых рынка не было. Этот рынок создавался потом, и это самый лакомый кусочек для инвестора, «голубой океан» (создание спроса на новом рынке, где практически отсутствуют конкуренты – ред.) и все такое. Но если мы говорим про украинских инвесторов, то они инвестируют только в проекты, у которых есть перспективный рынок. И это тоже правильно!
Конечно же, должно быть соответствие запрашиваемых денег и объема рынка. Нельзя просить миллион долларов для проекта, у которого рынок, например, Киев, Одесса, Львов и все.
InV.: Что важнее для стартапа – команда, идея, наличие рынка или инвестиции?
А.В.: Сложный вопрос. Я лично задавал этот вопрос многим инвесторам, и никто четко не мог ответить. Если лично для меня, то я больше оцениваю рынок, его объем, перспективы, конкуренцию, возможности. Но, если в целом, то, наверное, все составляющие должны быть равнозначными.
InV.: Какими качествами должен обладать потенциально успешный проект? Что, по Вашему опыту, инвестор ожидает увидеть в стартапе в первую очередь?
А.В.: На мой взгляд, я подкупил инвесторов из фонда FISON, который проинвестировал мою компанию, фанатичной уверенностью в проекте и в его успешности!
InV.: Какие отрасли сегодня наиболее перспективны с точки зрения запуска своего проекта? В какие вообще не стоит заглядывать?
А.В.: Каждый фонд, инвестор или ангел концентрируется на своей сфере, поэтому в этом вопросе могу отвечать только за свое мнение. На мой взгляд, сейчас в тренде это: все что связано с «большими данными», интернет-коммерция (всегда будет актуальным, общий объем рынка только растет), «дополненная реальность», сервисы на грани онлайн-оффлайн, типа Uber. Средний интерес к теме bitcoin и инфраструктуре вокруг.
Совершенно нет интереса к мобильным приложениям (высококонкурентный рынок, масса нюансов), гейм-деву (по тем же причинам, что и мобильные приложения), хотя в эти темы регулярно инвестируют деньги.
InV.: Что бы Вы посоветовали стартаперам, которые хотят найти инвестора в Украине?
А.В.: Не заниматься ерундой! Не делать бесперспективные проекты! Найти инвестиции совершенно не проблема, проблема найти хороший проект с дружной командой.
Интервью подготовила Мила Лернер / InVenture Investmetn Group