Украинский стартап по анализу big-data на мировом рынке. Возможно ли такое? Запросто! На личном примере доказано основателем компании DataProm Антоном Вокруг, который не только привлек инвестиции в свой проект, но уже открыл офис в Гонконге.
InVenture: Расскажи немного о себе, о своем пути в предпринимательство
Антон Вокруг: Я – Тони Старк, Железный человек! Я изобретатель, инженер и эксцентричный предприниматель, жаждущий всеобщего внимания и мирового признания. Хочу создавать принципиально новые вещи, которые кардинально изменят мир. И, конечно же, хочу зарабатывать на этом огромные деньги, которые потом, как водится у всех миллиардеров, буду переводить на счет благотворительного фонда своего имени. Этот фонд будет не таким как все! Благодаря работе этого фонда будут реально меняться страны и народы!
Не слишком пафосно? Но это моя цель, мое призвание, моя миссия, к этому стремлюсь. И это правда обо мне, такой я есть и другого Антона Вокруг нет!
А мой путь к нынешнему состоянию пусть читают в моем предыдущем интервью на InVenture, там история описана очень подробно!
InV.: Как возникла идея создания DataProm?
А.В.: Еще занимаясь IТ-аутсорсингом мы с моим партнером, Сашей Ганджа, думали создать свой продукт. Все, кто занимается IТ-аутсорсингом рано или поздно думают об этом. Поэтому, мы постоянно изучали интересные направления, наблюдали за тенденциями.
Два-три года назад в украинском интернет-сегменте появилось понятие «больших данных», аналитики и прогнозирования каких-то процессов на основе анализа этих «больших данных». И мы как-то сразу сообразили, что за этим будущее. Начали думать, что полезного можно сделать в этом направлении. И увидели в интернет-коммерции один из способов применения анализа «больших данных». Так родилась идея разработки проекта DataProm.
InV.: Чем занимается DataProm и какие сферы охватывает?
А.В.: DataProm – это интернет-сервис, помогающий интернет-магазинам продавать больше товара. За счет анализа «больших данных» клиент получает возможность купить более релевантный его потребностям товар. Это позволяет увеличить продажи и поднять уровень взаимодействия пользователей с интернет-магазином.
InV.: Есть ли у проекта потенциальный рынок в Украине?
А.В.: К сожалению, наш проект не для рынка Украины, здесь нет достаточного количества интернет-магазинов, и поэтому мы рассматриваем украинский рынок, скорее, как тестовый. Мы ориентируемся на рынки Азии, а именно Сингапур, Гонконг, Индия. В меньшей степени нам интересны рынки Европы и Америки.
InV.: Вы уже привлекали инвестиции? Если можно, опиши финансовые подробности сделки
А.В.: Да, мы уже успели привлечь инвестиции. Это было интересное приключение, которое дало нам невероятный бизнес-опыт. Мы вели переговоры с двумя инвесторами, в итоге, раунд подняли от венчурного фонда FISON.
Деталей сообщить не могу, но на момент инвестирования (начало 2014 года) нас оценивали в $2 млн., сейчас мы стоим еще больше.
InV.: На что были направлены привлеченные средства?
А.В.: Все было как по учебнику: привлеченные средства мы направили на рефакторинг (доработка и переработка программного кода) продукта; на открытие sales-офиса в Гонконге, маркетинг и продвижение. Мы приняли участие в нескольких международных конференциях в разных странах, также активно сейчас публикуем статьи про наш продукт в англоязычных профильных изданиях.
InV.: Планируете привлекать еще финансирование в будущем?
А.В.: Скорее нет, чем да. Сейчас мы ставим перед собой цели выйти на наши приоритетные рынки, привлечь там клиентов и обеспечить проекту, как минимум, операционную прибыльность. Минимум по 10 клиентов из каждого рассматриваемого нами региона.
Вполне достижимая цель на 2016 год!
Если же, какой-то инвестор заинтересуется нами, то будем вести с ним переговоры. В первую очередь, интересен стратегический инвестор, который может предоставить, так называемые, smart-money. Просто деньги нам не интересны.
На что потратим инвестиции? Это очевидно, на быстрый выход на интересующие нас рынки. Это понятно, что с инвестициями мы сможем это сделать гораздо быстрее!
InV.: Как насчет масштабирования?
А.В.: Для расширения, как я уже писал, нас интересуют в первую очередь рынки Азии. Мы апологеты азиатского рынка. Сингапур, Гонконг, Индия, Китай, даже Казахстан – это все очень быстро развивающиеся рынки, с огромным потенциалом роста, с уже большими объемами сегментов интернет-коммерции, которые не сравнятся с украинским (объем рынка интернет-коммерции в Украине $2,5-3 млрд.).
Например, в той же Индии рынок интернет-торговли превысил $30 млрд. и ежегодно он показывает рост 70%. Это колоссальный потенциал.
Этим летом мы открыли офис в Гонконге, который будет обслуживать непосредственно Гонконг, Сингапур и немного Китай. В ближайшем будущем откроем офис в Индии, в Бангалоре, это индийская IТ-столица.
Сейчас мы в процессе вступления в несколько ассоциаций интернет-торговли в этих странах, что откроет нам доступ к крупным и средним интернет-магазинам.
Но рынками Азии мы себя не ограничиваем. Сейчас ведем переговоры с двумя компаниями-дистрибьютерами, которые готовы продавать услуги DataProm в нескольких странах Европы (Германия, Польша, Англия) и в США (Нью-Йорк, Калифорния). Естественно, за комиссионные отчисления. Такая модель нам очень нравится!
InV.: Поделись своими планами на будущее: каким ты видишь проект через 5 лет?
А.В.: Планы у нас наполеоновские! Понятное дело, это активный выход на рынки, которые мы себе определили, привлечение там большого количества клиентов и обеспечение инфраструктуры поддержки этих клиентов; это и call-центры, и программисты обеспечивающие быструю интеграцию и бесперебойную работу сервиса.
Также есть ряд функций, которые мы бы хотели разработать в нашем продукте. Например, понимание нашим «черным ящиком» китайского языка.
InV.: Напоследок, несколько советов для украинских предпринимателей?
А.В.: Поверьте мне – не ставьте себе преград. Заборов не существует! Думайте глобально, масштабно. Не опускайте рук, если что-то не получилось с первого раза. Не обращайте внимание на негативные отзывы, они всегда были и будут.
В нашем мире возможно все! И для этого не нужно сидеть в Силиконовой Долине или быть сыном миллиардера. Есть инвестиции, их можно получить, если создавать нужные и масштабные проекты. Интернет стер любые границы.
Учитесь! Всегда учитесь. Изучайте как можно больше информации. Интеллект это такая же мышца, которую нужно раскачивать.
И, конечно же, ходите в спортзал и правильно питайтесь. Здоровье вам очень пригодится, особенно когда вы будете много летать на самолете и работать по 12 часов в день. Но оно того стоит!
Интервью брала Мила Лернер / InVenture Investment Group