В стартапе важно все: идея, продукт, команда – Стас Матвиенко

В стартапе важно все: идея, продукт, команда – Стас Матвиенко

Стас Матвиенко - основатель Advice Wallet и Settle - об инвесторах и инвестициях

Недавно украинский стартап Settle, коорый запустила команда проекта AdviceWallet, закрыл первый раунд финансирования, в рамках которого привлек более $700 тыс. и получил оценку в $5 млн. Основатель обоих проектов Стас Матвиенко, рассказал InVenture о своем опыте привлечения инвестиций и взаимоотношении с инвесторами.

InV. – Расскажите немного о Settle.

С.М. – Идея создать Settle  родилась, после того, как мы начали общаться с аналитиками венчурного фонда Life.SREDA. Им понравился наш первый проект Advice Wallet - мобильная программа лояльности для заведений. Поскольку инвестиционный фокус фонда - это финтек проекты, то инвестировать в Advice Wallet он не мог.

В это время у нас родилась идея создания платежного приложения для заведений – такого еще не было на рынке СНГ. Мы быстро сделали новый продукт. Так и появился Settle.

8 августа 2014 года Settle начал работу в первом заведении - эспрессо-баре Чашка на Бессарабке. Сегодня у сервиса более 20 заведений-партнеров в Киеве. В ноябре проект начал работу в Москве. В январе следующего года состоится запуск в Штатах (Сан-Франциско).

17 декабря мы запустили основную функциональность приложения - предзаказы. Теперь гость может открыть меню ресторана прямо в приложении Settle, сделать заказ, указать время, когда он хочет прийти в ресторан, чтобы поесть в ресторане или забрать еду с собой. При этом внутри приложения гость предварительно оплачивает свой предзаказ и приходит на все готовое.

В стартапе важно все: идея, продукт, команда – Стас Матвиенко

Мы считаем, что данная услуга удобна для гостей заведений, так как избавляет от ожидания приготовления блюд, что является особенно длительным и утомительным процессом в часы пик. Для ресторатора это возможность повысить продажи и оптимизировать посадочные места в заведении, ведь многие хотят прийти, быстро поесть и уйти.

 InV. –  Как вы привлекали seed-раунд для Settle? У Вас уже был опыт привлечения инвестиций в Advice Wallet, чем он Вам помог?

 С.М. – Изначально мы искали инвестиции для первого нашего стартапа Advice Wallet. Вели переговоры с различными венчурными фондами. Пообщавшись с управляющим партнером фонда Life.SREDA Владиславом Солодким, родилась идея создать Settle - сервис мобильных платежей. Так как ранее по проекту Advice Wallet мы уже имели хороший опыт сотрудничества с представителями HoReCa, то решили начать осваивать рынок именно с этого сегмента. Инвестиции привлекли на развитие Settle, предыдущих инвесторов перенесли в новую компанию.

 InV. –  Расскажите о Вашем личном опыте общения с инвесторами.

 С.М. – Инвесторов нужно искать в интернете по статьям недавних сделок. Писать нужно напрямую лицам принимающим решение в Facebook или LinkedIn / e-mail. Не пишите инвесторам, что вы ищите деньги. Для начала познакомьтесь, найдите друга/человека с общими интересами. Расскажите ему о своем проекте и спросите советов. Если ему понравится, вы получите деньги. Если не понравится и он выскажет вам свое мнение - прислушайтесь. Возможно, пивот повлияет на изменение его мнения.

 InV. – По Вашему мнению, на что инвесторы делают большую ставку: на идею/продукт или на команду?

 С.М. – В стартапе важно все: идея, реализация идеи (продукт), команда, которая работает над стартапом. Инвесторы обращают внимание на все детали, потому что это как пазл, если одного элемента не хватает, то картина неполноценна. Команда - главный элемент этого пазла. Нам очень повезло с командой, потому что это не только профессионалы, но и люди, которые не сдаются перед поставленными целями и вызовами.

В стартапе важно все: идея, продукт, команда – Стас Матвиенко

Команда Settle

 InV. –  Как Вы считаете, к кому лучше обращаться: к фондам или бизнес-ангелам?

 С.М. – Обращайтесь ко всем. Сложно сказать, чьи инвестиции (фонда или ангельские) будут лучше для стартапа. В любом из случаев важно учитывать под какую долю в стартапе привлекаются инвестиции, что может кроме денег дать тебе фонд или ангел (менторство, полезные бизнес-связи).

 InV. –  Чем украинские инвесторы отличаются от американских и европейских? Где украинские фаундеры с большей вероятностью найдут поддержку и финансирование?

 С.М. – Рынок венчурных инвестиций безусловно больше развит на западе. Но стартап индустрия в Украине тоже понемногу пытается развиваться, хотя в нынешних условиях это непросто. Основные отличия в суммах инвестиций и в степени развития венчурного рынка и стартап-инфраструктуры. В Украине достаточно инвесторов, но очень маленькая их часть действительно инвестирует. В США инвесторы более опытные и они понимают, что идея может поменяться много раз, поэтому больше фокусируются на отличной команде, у которой есть опыт совместного сотрудничества. Американские инвесторы ищут биллион-проект в перспективе, украинские инвесторы просят у тебя заранее информацию о выходе, больше всего им нравится история с продажей. В Америке смотрят на команду и ее прошлое, очень важно иметь отличную репутацию.

 InV. –  Как Вы думаете, на какой стадии стоит привлекать инвестора?

 С.М. – Начинайте поиск инвесторов на любой стадии. Я больше верю в команду с деньгами на старте, чем в бутстрап. Я сам прошел не один проект в бутстрапе. Это хорошо для опыта, если вы четко знаете, что делать и как заработать, и это уже проверено. Сделайте четкий и понятный питч, затем идите к инвестору. Если все инвесторы не будут верить в идею, это не означает, что не стоит ее реализовывать. Однако стоит прислушиваться к комментариям - это очень важно.

 InV. – Каким должен быть стартап и его команда, чтобы заинтересовать инвесторов?

 С.М. – Команда должна иметь опыт совместного сотрудничества, и совместные предыдущие проекты (лучше успешные). Зарплата сотрудников основной команды не должна превышать $1000-2000. Лидер должен быть один. Остальные члены команды должны его поддерживать и знать лучше, чем он, свою конкретную сферу работы. Все обсуждения нужно проводить совместно и быть вместе в одном офисе. Все члены команды должны гореть идеей стартапа и ежедневно работать на результат, чтобы достичь общей цели.

 InV. –  Что Вы можете посоветовать украинским командам в части общения с инвесторами и привлечения средств?

 С.М. – Привлечь инвестиции непросто. На этот процесс оказывают влияние множество факторов - от степени готовности к запуску вашего проекта, до его ключевой идеи и команды. Нет единой формулы успеха. У каждого фонда свой инвестиционный фокус и если у вас стартап по освоению космоса, то идти в фонд, который занимается финтек проектами, бессмысленно. Потому в первую очередь подготовьте список профильных фондов, постарайтесь наладить контакт с аналитиками фондов (лицами, принимающими решения). Для этого можно использовать LinkedIn, Facebook, Twitter. Хорошо, если у вас есть общие знакомые, которые могут сделать интро.

Обязательно прислушивайтесь к мнению инвесторов, у них гораздо больше опыта в запусках стартапов и они могут подсказать действительно полезные вещи.

Найдите общий язык с инвестором.

Будьте проще и горите своей идеей.

Также важно, насколько хорошо вы питчите проект, насколько вы знаете своих конкурентов и сферу, где запускаете стартап. 

 

Интервью брала Мила Лернер / InVenture Investment Group

Читайте также