Анализ рынка игровых приставок в Украине

Анализ рынка игровых приставок в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка игровых приставок в Украине, 2021 – І пол. 2024 гг.

1. Тенденции рынка

Рынок игровых приставок вырос с рынка графических процессоров и видеокарт, который начал бурно развиваться с 1980-х и является предтечей четвертой промышленной революции с ведущей ролью ИИ . В настоящее время он представлен тремя основными гигантами индустрии – Microsoft, Sony и Nintendo с объемом $72 млрд  і 3,8-миллиардной аудиторией геймеров. Ключевым событием, повлиявшим на глобальный маркетинговый ландшафт, стало полномасштабное вторжение российской федерации в Украину в феврале 2022 года.

Интерес к рынку игровых приставок подогревается за счет возможности их использования в военных целях . В XVI пакете санкций Европейского Союза против рф в третью годовщину войны одним из ограничений выступает продажа игровых приставок в россию , в частности, Sony PlayStation і Microsoft Xbox, которые используются российскими военными в качестве симуляторов для подготовки операторов БПЛА и боевых платформ управления. Три крупнейших производителя игровых консолей прекратили продажи в россии еще в начале марта 2022 года. Новый запрет будет направлен на трейдеров, перепродающих товары в страну-агрессор, а также на продавцов подержанных товаров. 

Среди других последствий войны для украинского рынка игровых приставок – рост цен в результате девальвации гривны и сокращение объемов.

Для рынка игровых приставок характерна монополистическая конкуренция – 98% всех товаров продается 3 компаниями – они полностью контролируют цены за счет технической поддержки и эксклюзивных прав на продажу и наибольший ассортимент. Крупнейшие импортеры – ИП Логин (представитель Sony и Nintendo), «Цифротех» (Sony), ERC Holding (Sony, Microsoft, Nintendo). Продуктовая категория представлена компьютерным и телефонным геймингом. Присутствует много дилеров, имеющих одинаковый ассортимент. 90% дистрибуции на рынке приставок происходит через маркетплейс OLX, RetroMagaz и Up2Date.

Проблемами на рынке остаются непропорциональный рост цен на приставки и аксессуары к ним при понижении покупательной способности потребителей, уменьшении количества пользователей, отсутствие региональных представительств некоторых компаний, большой спрос на товары заменители: игровые компьютеры, ноутбуки, планшеты и телефоны. Предпосылками развития является окончание боевых действий, установление региональных цен на оборудование без привязки к европейским, выход нового поколения консолей и новых игр к ним.

2. Производство

Производство на рынке игровых приставок представлено одной американской и двумя японскими компаниями. Согласно данным американской аналитической компании DFC Intelligence, по состоянию на 2022 год наибольшую долю мирового рынка занимала Sony Interactive Entertainment (SIE) с программным продуктом PlayStation – 43%, далее следовала Nintendo – 37% и замыкала лидерскую тройку Microsoft с Xbox – 20%.

3. Внешняя торговля

В 2023 году рынок игровых консолей показал высокую доходность. Это стало возможным благодаря повышению потребительского спроса после дефицита консолей PlayStation 5 в 2021-2022 годах, удорожанию этих продуктов, появлению Steam Deck на украинском рынке, а также использованию игровых устройств в военных целях. 
Категории, которые выросли больше всего в течение 2022-2023 годов, это VR (+2377%) и приставки (+467%). Главной страной импорта всех товаров японского и американского производства являются Нидерланды, через их порты проходит большинство электроники в Европу. К 2022 г. компания Sony имела лицензиата для видеоигр в россии, там проходил перевод и продажа лицензионных игр и других продуктов на региональном русском языке для всех стран бывшего Советского союза.

В Украине действует ограниченное количество официальных импортеров игровых консолей, поскольку только три компании обладают официальными правами на представительство трех основных гигантов индустрии: Microsoft, Sony и Nintendo. Остальные компании либо осуществляют параллельный импорт, либо сосредотачиваются на менее востребованных товарах.

Доля б/у товаров в импорте составляет около 0,02%, поскольку основные импортеры имеют разрешения от производителей на поставку исключительно новых товаров.

Таблица 1

Импорт игровых приставок по видам в Украину в 2021-й пол. 2024 гг., в денежном выражении, млн грн

Категория

2021

2022

2023

І пол. 2024

Приставка

251,35

217,48

1222,35

387,26

Контроллер

104,68

96,56

228,78

130,57

VR

3,02

6,69

165,72

107,15

Диск

64,83

32,66

53,27

30,29

Картридж

2,77

5,10

10,87

3,96

Всего

426,65

358,49

1680,99

659,23

Источник: оценка компании Pro-Consulting

К теневому сегменту рынка можно отнести такие категории товаров:

  • Неправильно зарегистрированные в таможенной  декларации товары. Манипуляции с импортными кодами, регистрация товаров в сфере игрушек или другой электроники из-за ввоза в виде «серого» импорта.
  • Пиратская продукция. Включает диски и картриджи для консолей, в которых используются так называемые «болванки» на которых записывается пиратская информация. Некоторые консоли могут принимать другие носители, как flash карты.
  • Модифицированные продукты. Модифицированные перепрошитые приставки изменяют продукт, придавая ему новые функции. Мода на эту продукцию, конечно, идет, однако сейчас все еще прошивают продукцию Nintendo.
    В итоге оценки теневого сегмента рынка игровых консолей и оборудования к ним за анализируемый период колеблются от 15% до 30% в общей структуре продаж. Точный объем может изменяться, но безусловно, он оставался высоким в связи с перечисленными факторами

Диаграмма 1

Сегментация рынка игровых приставок и оборудования по видам, 2021-І пол. 2024 (в общем), в денежном выражении, %

Анализ рынка игровых приставок в Украине

Источник: оценка компании Pro-Consulting

Приставки как основные устройства на исследуемом рынке занимают долю более 61%. Контроллеры и VR имеют доли меньше в 5 раз, однако соотношение цены консоли и контроллера приблизительно 1 к 10, то есть в среднем к консоли идет еще 2 контроллера дополнительно. Спрос на технологию VR в последнее время начинает стремительно расти и, хотя она в 1,5 раза дороже консоли, она уже достигла соотношения к ним, как 1 к 8.

4. Потребление 

Условно потребителей игровых приставок можно разделить на 5 категорий:

1. Казуальные игроки: играют мало и выбирают новые популярные игры, или что-то спокойное для релакса. Их выбранной приставкой преимущественно является Playstation 5, а игры в жанрах типа экшн, как: Hogwarts Legacy, Dragon Age, Baldurs Gate 3. Нечасто покупают дополнительные аксессуары, кроме идущих в комплекте с приставкой, а игры покупают в интернет-магазине.

2. Хардкорные игроки: выбирают задачи с вызовом и ценят испытания. Для игры, скорее всего, выбирают Playstation 5 или Xbox series X. Из игр: Elden Ring, Returnal. Любимые игры покупают коллекционные издания и любят товары с ними. Аксессуары почти не покупают, кроме замены изношенных контролеров.

3. Ретро-геймеры: любят старые игры от 8 битов до современного псевдоретро. Выбирают консоли с обратной совместимостью как Xbox, или с коллекцией классики, как Nintendo Switch. Могут делать «взломы» приставок и даунгрейдиты, поэтому выбирают товары типа указанного Switch и PSP или Vista. Более богатые ретрогеймеры создают свою коллекцию ретро приставок и игр к ним.

4. Социальные игроки: Играют преимущественно онлайн в многопользовательские игры для взаимодействия с другими (например, Fortnite). Могут заменять контроллеры и покупать для друзей, чтобы играть на одной приставке.

5. Экспериментаторы: Пробуют разные жанры, иногда увлекаются независимыми инди-играми. Их интересуют инновации, новый игровой опыт и нестандартные механики. Основные потребители многих игр и гаджетов на рынке.
Наиболее популярной платформой для покупки игровых приставок остается OLX, поскольку она обеспечивает удобный способ покупки, является одной из крупнейших площадок по продаже подержанной продукции и предлагает самые низкие цены на большинство товаров.

Спрос на Steam Deck значительно увеличился, хотя количество этих устройств на рынке в 12 раз меньше, чем на PlayStation. Также наблюдается рост интереса к дискам Xbox, спрос на которые уже опережает PlayStation в 1,5-2,5 раза.
Что касается носителей информации, таких как диски и картриджи, то геймеры условно разделились на две группы. Многие ценят возможность коллекционировать физические копии игр и перепродавать их, другие выбирают покупку онлайн, соотношение этих людей на рынке около 25/75. Наибольшей причиной покупки игр онлайн потребители назвали более дешевые консоли с отсутствием дисковода.

5. Выводы

Таким образом, исследовав рынок игровых приставок, можно сделать следующие выводы:

  • Факторы влияния на рынок. Наибольшим фактором влияния стала война, повлекшая введение санкций против россии, использование приборов для игр в зоне столкновений, выход нового поколения и рост конкуренции в отрасли.
  • Импорт товара и импортеры. Импорт товара в Украину растет как в количественном, так и в стоимостном соотношении. Динамика указывает на рост количества товаров как в 2023, так и в 2024 годах. Большинство товаров (95%) официально импортируется только 3 компаниями, они являются официальными представителями большинства брендов игровых компаний, таких как: Sony, Microsoft, Nintendo, Asus, HTC и т.д. Они уполномочены устанавливать цены и диктовать условия продаж в Украине.
  • Предложения и ассортимент. На рынке представлено много моделей, но некоторые товары редки — например, более дорогой аналог ручной консоли Asus Rog (5 продавцов) и VR HTC Vive Pro 2 (11 продавцов).
    Основные игроки. Наибольшей платформой предложения является маркетплейс OLX, где можно найти широкий ассортимент моделей по доступным ценам, а также специализированные магазины, такие как RetroMagaz и Up2Date. RetroMagaz особенно популярен благодаря широкому ассортименту, в то время как Up2Date известен самыми низкими ценами. Эти компании являются лидерами на рынке и составляют конкуренцию новым игрокам, которые ориентируются на консольный рынок.
  • Цены. Несмотря на регуляцию цен и поставки от трех операторов, они сильно разнятся, достигая десятитысячной наценки на продукт или 350% от его импортной стоимости.
    Потребители. На рынке выделяют пять основных категорий геймеров, среди которых преобладают казуальные игроки и любители сюжетных игр. Самой популярной приставкой остается PlayStation 5, являющаяся лидером по продажам среди всех консолей.
  • В 2025 году начался запуск нового поколения консолей — Nintendo Switch 2 и PlayStation 5 Pro. Новости о Switch 2 вызвали положительные ожидания, но доля Nintendo на рынке Украины остается небольшой (примерно 15%). Однако PlayStation 5 Pro, вероятно, не станет большим успехом из-за высокой цены и незначительных усовершенствований, что будет стимулировать покупателей остаться на базовой версии. Это может привести к стагнации на рынке до следующего поколения через 2-3 года.
  • Исследовав рынок, предлагается рассмотреть два сценария развития рынка игровых приставок – пессимистический и оптимистический, наступление которых произойдет при принятии всех или нескольких факторов.

Пессимистический сценарий развития рынка возможен при таких факторах:
•    Поширення Расширение зоны боевых действий на Донецкую область, увеличение активности в Харьковской, Запорожской и Херсонской областях
•    Увеличение пошлин и других налогов для отрасли, изменения в регулировании 
•    Рост цен на энергоресурсы и увеличение затрат на логистику
•    Спад потребления товаров
•    Консерватизм пользователей, их неприятие нового поколоения приставок и модификаций

Вероятность наступления такого сценария - 92%

Оптимистический сценарий возможен, если будут доминировать такие факторы:
•    Остановка или окончание боевых действий в 2025-2026 гг.
•    Рост спроса на консоли
•    Изменение розничных цен 
•    Отсутствие проблем с производством и логистикой 
•    Незначительный рост цен на энергоресурсы и доставку 
•    Рост потребления за счет возвращения населения из-за рубежа и демобилизации 
•    Появление новых брендов на рынке
•    Увеличение спроса со стороны пользователей ПК и гаджетов.

Вероятность наступления такого сценария - 8%.


Этот материал является частью исследования, проведённого специалистами компании Pro-Consulting. Для получения более подробной информации посетите официальный сайт компании pro-consulting.ua.

Pro-Consulting – украинская консалтинговая компания, лидер в сфере аналитики, маркетинговых исследований рынков, разработки стратегий, экспортного и финансового консалтинга; консультант по привлечению грантов.
pro-consulting.ua

+38 (044) 233-34-32
info@pro-consulting.ua 

Читайте также