Анализ рынка оптики в Украине

Анализ рынка оптики в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка оптики в Украине, 2021-2023 гг.

1. Анализ тенденций рынка оптики в Украине

Рынок оптики в Украине включает в себя широкий спектр продукции: солнцезащитные очки, контактные линзы, очки для коррекции зрения, оптические приборы, аксессуары и средства для ухода.

На фоне пандемии 2020 года спрос на оптику снизился по всем товарным группам. Одной из причин было снижение уровня туристических поездок в солнечные страны, а также снижение общего уровня покупательной способности, что в свою очередь заставило потенциальных потребителей пересмотреть расходы на аксессуары и вещи не первой необходимости. В течение 2021 года рынок начал понемногу восстанавливаться из-за уменьшения ковидных ограничений и частичного возвращения рабочих в офисы. Однако начало полномасштабного вторжения уменьшило рынок оптики в количественном выражении почти на 20% из-за миграции населения из страны, мобилизации и снижения покупательной способности украинцев.

Основные тенденции рынка оптики сформированы, в основном, потребительскими факторами, сложившимися из-за войны в стране. Среди основных тенденций текущего периода, можно выделить следующие:

  • Постепенное восстановление мощностей производства очков и линз до довоенных максимальных показателей.
  • Рост объемов и изменение структуры импорта в разрезе товарных групп. Несмотря на миграцию населения, спрос на товары для коррекции зрения растет как со стороны гражданского населения, так и со стороны военных.
  • Рост объемов поставок защитных очков, в основном производственного назначения, особенно со стороны предприятий, которые релокированы или восстанавливают работу (деревообработка, строительные материалы и т.д.).
  • Рост объемов поставок других видов очков, среди которых антибликовые, лыжные, компьютерные, 3D, для плавания и т.д., которые могут использоваться не только в гражданской жизни, но и для военных нужд.
  • Снижение доли солнцезащитных очков в 2023 г. Эта тенденция могла быть вызвана перенасыщением рынка солнцезащитных очков в 2022 году, когда были завезены сверхбольшие объемы (+ 20% к показателям 2021 г.) на фоне уменьшения спроса в этой категории товаров.
  • Рост доли теневого рынка. На период военного положения в Украине действует упрощенная система отчетности для предпринимателей, что позволяет не подавать информацию о своей деятельности в полном объеме.
  • Расширение доли рынка украинских брендов (среди сектора солнцезащитных очков).
  • Рост доли электронной коммерции.

В стоимостном выражении объемы рынка в 2022 г. уменьшились, однако процент падения был меньше, чем в количественном выражении (табл. 1). Основными причинами стали разрыв логистических путей поставки импортных товаров, сокращение точек продаж в начале года из-за начала полномасштабного вторжения рф в Украину, миграция населения за границу и снижение покупательной способности украинцев из-за потери работы и постоянного дохода, обесценивание гривны из-за роста курса валют и из-за общего проседания экономики. Однако повышение курса валюты обеспечило меньший темп падения рынка в стоимостном выражении.

Таблица 1

Объем официального рынка оптики в Украине в 2021-2023 гг. в стоимостном выражении, млн. грн.

 

2021

2022

2023

Объем рынка

1508,05

1409,23

1914,18

Темп прироста, %

 

-7%

36%

Источник: оценка Pro-Consulting

2. Производство оптических товаров в Украине

В Украине производятся очки для коррекции зрения, линзы для таких очков и контактные линзы, а также солнцезащитные очки и оправы для них. Отрасль подверглась негативному влиянию текущей экономической ситуации и полномасштабной войны. Проседание объемов производства в 2022 году более чем на 55% относительно предыдущего года было вызвано временной остановкой производителей в Киевской и Днепропетровской областях из-за войны. Однако уже во второй половине года производство начали восстанавливать и, пока демонстрируется растущая динамика в количественном выражении. По оценке, общий темп прироста по производству исследуемых товаров составлял в 2023 году 63% от предыдущего года. В стоимостном выражении падение 2022 года было немного меньше из-за повышения себестоимости производства и цен на продукцию и составило 47%. Этот же фактор продолжил влияние на рынок в 2023 году, поэтому по оценке темп прироста составлял около 80 % от предыдущего периода в стоимостном выражении.

3. Внешняя торговля оптики в Украине

Рынок оптики характеризуется высоким процентом импортной продукции (более 95%) по всем категориям товаров, следовательно рынок зависит от торговых отношений со странами-партнерами. Импорт оптики в 2022 году составил 27184 тыс. шт. и продемонстрировал значительное падение из-за начала полномасштабного вторжения рф, неопределенности работы большинства операторов рынка и проблем на таможенных границах с поставками продукции. В течение 2023 года поставки наладились и объемы импорта даже превысили довоенные показатели - 40142 тыс. шт. На диаграмме ниже приведены основные страны-импортеры продукции.

Диаграмма 1

Географическая структура импорта продукции в Украину в 2023 г., в натуральном выражении,%

Анализ рынка оптики в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

Главными поставщиками продукции в течение последних двух лет являются Китай и Швейцария. Контактные линзы больше всего поставляют из Швейцарии и Великобритании. Очки для коррекции зрения - из Китая и Польши. Солнцезащитные очки низкого и среднего ценового сегмента поставляются в основном из Китая и ОАЭ. Высокий сегмент в основном представлен товарами из Италии. Почти по всем товарам и категориям наблюдалась тенденция роста цены в 2022 году, кроме солнцезащитных очков высокого ценового сегмента, которые имели просадку, что может быть объяснено именно началом военных действий и уменьшением поставок дорогостоящих товаров в страну, где есть риски потери продукции и отсутствует спрос на такие товары. Однако в 2023 году цены в этом сегменте снова выросли, потому что восстановились спрос, поставки и работа точек продаж таких товаров. Для большинства товаров 2023 год стал годом стабилизации цены (колебания в пределах 5 %), кроме контактных линз, цены на которые в дорогостоящем сегменте значительно выросли (+11 % к показателю 2022 г.).

4. Потребители и их предпочтения

Средний чек потребителей состоит из основной продукции (солнцезащитные очки, очки для коррекции, контактные линзы) и сопровождающей (цепочка для очков, футляр для очков, контейнер для линз, раствор для ухода за линзами), которая чаще всего покупается вместе с основным изделием. В более 90% случаев покупки контактных линз вместе с ними приобретается раствор для ухода за линзами в комплекте с контейнером. В связи со снижением покупательской способности населения самым популярным для потребителей в Украине остается низкий ценовой сегмент на рынке. К таким продуктам относят товары китайского производства (низкокачественные изделия из пластика, которые часто не выполняют свою функцию и даже могут способствовать ухудшению зрения). По данным импорта 2023 года, в разрезе стоимости товаров преобладал низкий ценовой сегмент по основным категориям продукции (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Сегментация объемов рынка оптики в Украине по ценовым сегментам в 2023 г. в стоимостном выражении, %

Анализ рынка оптики в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

Тем не менее, в группе товаров солнцезащитных очков, а также оправ очков для зрения, достаточно популярным является высокий ценовой сегмент, поскольку эти типы продукции, по мнению потребителей, способны показать статус и обеспеченность человека, поэтому потребители готовы платить больше за бренд и качество. Важно, что в сегменте солнцезащитных очков средний чек самый высокий, но при этом частота покупки данного продукта одним покупателем значительно ниже, чем в сегменте контактных линз. Солнцезащитные очки покупаются как аксессуар на длительный период, а линзы - как необходимость, связанная со здоровьем человека, и требуют частой замены (ежедневно, еженедельно, каждый месяц).

5. Выводы

Таким образом, в 2022 году производство оптических товаров снизилось в связи с временным прекращением работы ряда предприятий по изготовлению очков и линз, что было вызвано военными действиями на территории Украины и невозможностью работы. Но несмотря на сложные условия, в 2023 году прослеживается положительная динамика восстановления производства. Из-за полномасштабного вторжения, блокирование морских портов на юге Украины заставило искать новые логистические маршруты для импорта оптической продукции. Благодаря налаживанию поставок из-за рубежа, объем импорта продукции достаточно вырос и уже превысил довоенные показатели. При реализации базового сценария, по которому в течении текущего года произойдет уменьшение или прекращение активных боевых действий, останется поддержка иностранных партнеров и продолжится постепенный рост экономики в стране прогнозируется дальнейший рост потребления товаров сектора оптики, частичное возвращение украинцев из-за рубежа и повышение спроса на очки и линзы.

Этот материал является частью исследования, проведённого специалистами компании Pro-Consulting. Для получения более подробной информации посетите официальный сайт компании pro-consulting.ua.

Pro-Consulting – украинская консалтинговая компания, лидер в сфере аналитики, маркетинговых исследований рынков, разработки стратегий, экспортного и финансового консалтинга; консультант по привлечению грантов.

pro-consulting.ua
+38 (044) 233-34-32
[email protected]

Читайте также