1. Анализ тенденций развития рынка сыра в Украине
Молочная отрасль Украины является одной из ведущих в агропромышленном комплексе, а производство сыра составляет ее весомую часть. В структуре молокоперерабатывающей отрасли страны производство сыра составляет около 10%.
Украинский рынок сыров сегодня один из основных сегментов динамично меняющегося украинского пищевого рынка. Производством сыров в стране занимаются более 150 предприятий, 2/3 из которых производят твердые сычужные сыры, остальные – мягкие и переработанные (плавленые). На украинском рынке сыров наблюдается не только высокая конкуренция, но и очевидная тенденция к консолидации рынка – крупные производители вытесняют средние и малые предприятия, поскольку у последних недостаточно финансовых средств для усовершенствования и модернизации производства.
В феврале перед началом полномасштабной войны в Украине уже было сварено около 4,8 тыс. т сычужного сыра, более 2 тыс. т полутвердых сырных продуктов и 3 тыс. т плавленых сыров и сырных продуктов. В марте производство снизилось почти на 50%.
На украинском рынке сыров наблюдались негативные тенденции к снижению объемов производства, потребления и экспорта в марте и апреле 2022 года. Существует ряд факторов, из-за которых работать в этой сфере было сложно. Проблемы, с которыми столкнулись производители твердого сыра в Украине:
- ряд предприятий в зонах активных боевых действий и оккупации не могут возобновить работу,
- нарушились цепочки поставки существенно выросли цены на логистику,
- уменьшился спрос на товар, из-за снижения покупательной способности и выезда многих украинцев за границу.
Вообще спрос на сыр в Украине слаб, а предложение увеличивалось только за счет импорта. Начиная с конца августа 2022 года, украинский рынок сыра все же начал восстанавливаться, хотя и медленно, за счет отмены пошлин для экспорта украинских товаров в ЕС. Сыроварам способствовало то, что они не были очень завязаны на экспорте, а импорт сыра прекратился. Наиболее острой для них проблемой оставалась логистика, хотя по сравнению с производителями свежих молокопродуктов, сыровары имеют лучшую позицию. Ситуация улучшилась в мае – июне за счет открытия магазинов, торгово-развлекательных центров и возобновления рабочего процесса.
2. Производство сыра в Украине
Начало войны негативно повлияло на производство сыра в Украине. Самым трудным периодом для рынка сыра был именно март, объем производства всех видов сыра уменьшился почти в два раза.
До сих пор остается острой проблема логистики и дистрибуции. Производители сыров на оккупированных территориях потеряли контроль над своим производством, на деокупированнных территориях работа предприятий частично восстановлена. Деятельность ритейла в прифронтовых регионах ограничена.
Диаграмма 1
Производство твердого и полутвердого сыра в Украине за 2017–8 мес. 2022 гг., млрд грн
Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting
3. Внешняя торговля сыром Украины
После начала боевых действий наибольшей проблемой для экспорта стала логистика, так как украинские сыры традиционно пользовались спросом в основном в Казахстане и Молдове. С поставками в Молдову больших проблем нет. А вот экспорт в Казахстан только в мае начал возобновляться, но новые логистические пути показались достаточно дорогими и занимают много времени. Дорога в Казахстан и обратно расчетно может занять до 50 дней, цена оплаты перевозчику высока. При этом цены на cыр не выросли, а даже снизились
Диаграмма 2
Экспорт сыра и сырных продуктов в Украину 2017 – 8 мес. 2022г., млрд грн
Источник: по данным Comtrade , оценка Pro-Consulting
В 2022 г. почти половина всего объема экспорта украинского сыра была ориентирована на страны ЕС, особенно в Польшу. Таким образом, украинские и польские операторы меняются ролями во внешней торговле сырами. Главная причина — отсутствие ограничений в логистике для других направлений, более привлекательная цена украинского товара и снятие торговых ограничений со стороны партнеров, в частности ЕС.
В 2021 году Украина импортировала 55,2 тыс. тонн сыров, что на 18% больше чем за 2020 год. Сыры ввозили в Украину преимущественно из Польши, Германии, Нидерландов.
В январе-феврале 2022 Украина импортировала 8,5 тыс. тонн сыров, что на 8% больше, чем за первые два месяца 2021 года. В течение года объемы импорта сыра показывали положительную динамику, однако суммарно за 8 мес. 2022 г. количество поставок снизилось на 66 % относительно аналогичного периода 2021 г.
Основными странами-импортерами остаются Польша, Молдова и Литва. При этом цены импортируемой продукции значительно выросли. Польские сыровары из-за высокой себестоимости уже не могут продавать в Украине свою продукцию по дешевке, поэтому в ближайшем будущем количество польских сыров уменьшится в украинских магазинах.
Диаграмма 3
Импорт сыра и творожных продуктов в Украине 2017 – 8 мес. 2022г., млрд грн
Источник: по данным Comtrade , оценка Pro-Consulting
4. Потребители и их предпочтения
Нестабильная ситуация в стране повлияла как на выбор премиальных сыров в магазинах, так и на стоимость сыра. Производители в крупном опте не готовы отдавать традиционные сорта подешевле, а с наценкой сетей сыр становится продуктом, недоступным для многих потребителей.
Рост цен на продукты вынудил население снизить потребление твердых сыров. Вместо них стали больше покупать плавленые сыры. Помимо цены, потребители еще ориентируются на жирность сыра (выбор между сыром или сырным продуктом).
Портрет потребителя сыра сложно определить, поскольку потребительский круг достаточно широк.
- Пол покупателя представлен одинаково как мужчинами, так и женщинами.
- Возраст чаще представлен в диапазоне 25-60 лет, поскольку сыр считается не дешевым продуктом.
- Доход выше среднего, опять же с учетом стоимости товара.
- Покупка продукции чаще всего производится в супермаркете.
В среднем украинцы потребляют около 4 кг сыра в год. Самыми популярными видами уже многие годы остаются Голландский и Российский, несмотря на события 2022 года.
Молодые люди предпочитают покупать фасованный или нарезной сыр - это удобно и экономит время приготовления. Старшее поколение предпочитает отрезной сыр, потому что считает продукт в форме головок более качественным.
Единственного мнения, какой сыр лучше - весовой или фасованный, среди украинских потребителей нет. Покупатели старшего поколения считают, что весовой сыр не залеживается на прилавках и гарантирует его свежесть. Молодые люди предпочитают покупать фасованный сыр, потому что его можно долго хранить. Также упакованный сыр можно брать с собой в качестве перекуса, что нравится людям с активным образом жизни. Также это удобно во время путешествий.
Выводы
Сыры украинского производства преимущественно высокого качества и соответствуют многим мировым стандартам. Но из-за сложной экономической ситуации и низкой покупательной способности потребителей некоторые производители стали выпускать больше сырных продуктов, чем сыров.
Спрос на сыр падает, некоторые производители даже сократили производство. Это не снизило предложение, потому что импорт сыра быстро возобновляется. Основной причиной снижения продаж является высокая себестоимость сыра, наценка торговых сетей на фоне снижения уровня покупательской способности, делает данный продукт малодоступным для ряда потребителей.
В 2022 г. впервые за последние годы Украина начала активно продавать сыры в ЕС. В первом полугодии объемы были незначительными, но начиная с лета наблюдается положительная динамика. Главная причина – более привлекательная цена украинского товара и снятие торговых ограничений для рынка сыра со стороны ЕС.
Рынок сыра Украины достаточно конкурентоспособен. И чтобы оставаться на плаву, сыроварни расширяют ассортимент продукции.
Как результат, украинская сырная продукция достаточно конкурентна на мировом рынке, и это прекрасная возможность продемонстрировать себя. Разработка новых логистических решений и работа с новыми странами продолжается.