Анализ рынка заведений фастфуда в Украине

Анализ рынка заведений фастфуда в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка заведений фастфуда в Украине в 2021 году

Тенденции рынка фастфуда в Украине

Из-за длительного периода карантинных ограничений разной степени жёсткости в разные периоды 2020 года количество ресторанов фастфуда в Украине сильно сократилось, почти на треть. Исследование 5 месяцев 2021 года, когда все еще присутствовали карантинные ограничения, показало, что количество точек фастфуда выросло, однако не восстановилось до уровня 2019 года.

Диаграмма

Динамика количества ресторанов фастфуда в Украине в 2019-5 мес. 2021гг., по состоянию на конец периода, шт

Анализ рынка заведений фастфуда в Украине

 

Источник: по данным Euromonitor, Государственной статистики Украины, оценка Pro-Consulting

Цены на продукцию на рынке фастфуда также с 2017 показывают стабильный рост.

Диаграмма

Индекс потребительских цен на услуги ресторанов и отелей в 2017-2020 гг., % от предыдущего года

Анализ рынка заведений фастфуда в Украине

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины

Ларьки с шаурмой и киоски с выпечкой на вынос количественно превалируют над остальными категориями фастфуда во всех крупных городах Украины. Способствуют этому маленькая торговая площадь точки продаж и, как следствие, возможность выбирать более выгодное место расположения. Также популярности данной категории способствует скорости подачи блюд и низкие цены.

Услугу «Еда на вынос» предоставляют все заведения на рынке фастфуда, поскольку в период самых жестких карантинных ограничений подача на месте была невозможна, поэтому еда на вынос была единственным возможным вариантом работы заведений, не предоставляющих собственную доставку. В тех категориях заведений, где нет собственной доставки, данная услуга предоставляется агрегаторами доставки.

Пиццерии в ритейле не предоставляют подачу еды на месте, однако так как крупные ритейлеры имеют собственную доставку продуктов, они также доставляют и пиццу.

Заведения с выпечкой есть как в формате кафе (с напитками и столиками внутри), так и в виде ларьков. Обычно собственную доставку не имеют.

Бургерные, как правило, имеют небольшой зал для посетителей внутри, либо же располагаются в фуд-кортах, однако не предоставляют свою доставку.

Преимущественно точки с шаурмой не предоставляют условий для потребления еды внутри заведения (это обычно ларьки, не считая столик на улице и дополнительный прилавок для покупателей), а также свою доставку, однако крупные сети переходят с уличного формата на внутренний – имеют несколько столов внутри заведения.

Потребление

Как и для сегмента суши на вынос, основными потребителями пиццы являются офисные работники в рабочее время. Потребление пиццы стало очень популярной альтернативой готовки еды дома, так как современные службы доставки обеспечивают доставку пиццы за 30-40 минут со времени заказа, что сильно экономит время.

Бургеры могут потребляется в любой прием пищи. Это создает конкуренцию, например, пицце, так как у бургеров значительно меньшее время приготовления.

Рынок японской кухни в Украине сильно развился за последние годы, но, тем не менее, остается достаточно дорогим для большинства людей. На этом фоне очень популярным стал формат «Суши на вынос», производители не тратят деньги на аренду больших помещений и официантов, что положительно сказывается на цене. Их заказывают в основном вечером, но чаще на выходных и на праздники. Такие суши, особенно если в меню представлены и другие виды блюд, пользуются спросом у офисных работников.

Как и для сегмента шаурмы, основной аудиторией-потребителем выпечки в дневное время являются школьники и студенты, а вечером люди, едущие с учебы или работы. Но, стоит отметить, что еще больший спрос на выпечку возникает утром, особенно в кофейнях, где представлены и мучные изделия. Наиболее выгодное расположение – у остановок, метро, транспортных узлов, спальных районов.

Ларьки с шаурмой, находящиеся возле университетов и школ, пользуются спросом между 12 часами дня и 14. В это время студенты и школьники выходят на большой перерыв или заканчивают обучение. Но самый большой спрос на шаурму появляется в промежуток с 19 до 20:30. В это время люди, едущие с работы и учебы с отсутствием желания готовить дома и тратить время на поход в магазин, покупают шаурму. Чаще всего в этот промежуток времени шаурму активно покупают во всем городе, но значительную ее часть все же покупают в районах, приближенных к метро либо крупным транспортным развязкам.

Пиццерии в ритейле в последнее время особенно сильно начали набирать популярность, поскольку значительно дешевле пиццы из отдельных пиццерий, хоть и по вкусовым качествам нередко все же им уступают. Активнее заказываются в обеденное время и вечернее время, когда нет времени/желания/возможности приготовить еду самостоятельно.

Риски на рынке фастфуда

Рынок ресторанов быстрого питания в Украине характеризуется относительно невысокими барьерами выхода для новых игроков. Новые игроки могут за 2-3 года присутствия на рынке выходить на уровень сильных операторов.

Объем инвестиций в открытие одного заведения зависит от формата точки, месторасположения, района и других факторов. В сумму инвестиций в открытие ресторана быстрого питания входят: аренда помещения под ресторан, подбор персонала и соответствующий фонд заработной платы, закупка оборудования, мебели, продукции для приготовления блюд, регистрация компании и получение необходимых разрешительных документов, другие текущие расходы (на транспорт, рекламу и прочее).

Сроки окупаемости на рынке в Киеве, Одессе, Львове, Харькове, Днепре выше, чем во многих крупных городах мира, поэтому локальные партнеры в большинстве случаев не могут гарантировать международным компаниям высокие темпы развития. При этом арендные ставки на коммерческие площади в столице сопоставимы со ставками в крупнейших городах Европы и России, а прибыли — в несколько раз ниже.

Более долгая окупаемость рынка быстрого питания в Киеве не может гарантировать международным компаниям высокие темпы развития, поэтому высокие риски и отсутствие гарантий быстрого развития сдерживают выход мировых брендов фастфуда на рынок украинской столицы.

Выводы

  • На данный момент тренд питания вне ресторанов, а именно еда на вынос и доставка, является популярным среди потребителей на рынке общественного питания и фастфуда в частности. Это связано в основном с пандемией. Благоприятной локацией для развития бизнеса в формате «Еда на вынос» являются маленькие города в регионах Украины, спальные районы больших городов. В центре большого города хороший поток людей, но уже присутствует большая конкуренция.
  • Многие пиццерии и остальные рестораны в категории еды на вынос сильно зависят от цен на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. Это влияет на цену конечного продукта и, конечно, на спрос.
  • Компании доставки еды расширяют зону покрытия доставки еды и увеличивают количество заказов, предоставляя возможность доставки для заведений, в которых раньше ее не было. Это даст преимущество перед заведениями, для которых возможность доставки отсутствует (заведение в формате «еда на вынос»), и которые начинают проигрывать заведениям с доставкой.
  • Главным трендом остается экологическая либо многоразовая упаковка. Так же очень популярным трендом в Европе в 2021 году являлись наборы еды - полный набор продуктов и специй с рецептом для приготовления ресторанных блюд: во время локдауна, когда все рестораны закрыты, это стало очень актуально.
  • Практически каждое выгодное предложение для потребителя увеличивает конкурентные позиции заведения фастфуд. Например, некоторые рестораны предлагают бесплатный завтрак с условием того, что вы закажете и внесете предоплату за ужин в этом же ресторане/доставке.
  • Кроме того, все еще актуален тренд на потребление отечественной продукции – лого/слоган в духе «купуй українське» может стать частью рекламной компании. А поскольку отечественное может восприниматься как скучное/традиционное, наблюдаем также тренд на привычные блюда с необычными начинками.
  • Поскольку пицца традиционно воспринимается людьми, как что-то, что готовится достаточно долго, она не может стать альтернативой готовой выпечке и шаурме. Задача пиццерии, работающей в формате «на вынос», убедить людей в обратном, что они не потратят много времени, а наоборот, сэкономят его. Поэтому в популярности растёт сегмент пиццерий в ритейлах, где время приготовления пиццы не превышает 20 минут при отсутствии очереди.

Читайте также