1. Развитие вопреки войне. Рынок кофеен Киева
Рынок кофеен в Киеве продолжает расти, несмотря на все угрозы военного времени, и демонстрирует общую тенденцию к «несокрушимости» бизнеса и общества. В условиях нестабильности на рынке, владельцы корректируют бизнес-модели, развивают необычные для них направления и овладевают новыми форматами работы.
В предыдущие годы украинский рынок кофе развивался в соответствии с мировой тенденцией роста производства и стабильным увеличением спроса. Кроме того, одним из ключевых драйверов роста рынка кофе в Украине стал беспошлинный ввоз зеленого зерна. Украина не выращивает кофейные зерна, но благодаря нулевой пошлине на зеленое зерно компании стали обжаривать кофе внутри страны. Такая бизнес модель оправдывает себя, поскольку стоимость жареного зерна вдвое превышает цену зеленого. В 2022 году наибольшее влияние на ситуацию на рынке, очевидно, оказали полномасштабная война и ее последствия.
В последние годы наблюдался рост сегментов как дешевого, так и specialty кофе. На рынок кофеен активно входили новые сетевые игроки, представленные АЗС, супермаркетами и магазинами у дома. Они предлагают относительно дешевый и «быстрый» кофе в бумажном стакане, который можно взять с собой. Соответственно, рынок движется в направлении расширения клиентской базы и изменения позиционирования самого напитка. Кроме того, развивается также особый кофе и кофейня 3-й волны. Возрастает популярность альтернативного кофе: фильтра и подобных. Это означает, что среди тех клиентов, которые не являются целевой аудиторией «скорого кофе», а предпочитают профессиональные напитки, растет осведомленность о новых трендовых видах кофе.
2. Тенденции на рынке кофеен и факторы влияния
Менее всего ожидаемой тенденцией в 2022 г. оказалось увеличение количества кофеен. Несмотря на полномасштабную войну и экономический кризис, количество заведений в Киеве на протяжении 2022 года выросло на 15% по сравнению с 2021 годом. Это продолжило тренд восстановления рынка после кризиса, связанного с COVID-19, ведь рынок кафе активно развивался в сентябре-феврале перед вторжением, было открыто много новых заведений. По крайней мере, такая тенденция актуальна для столицы, где боевые действия шли лишь в первые недели вторжения и не нанесли серьезного ущерба городу.
Основные факторы, которые повлияли на бизнес кофеен в последние 2 года, можно разделить на локальные: перебои с энергоснабжением, миграция населения, инфляция и снижение покупательной способности потребителей, и глобальные: рост цен на работусту, тренды на новые форматы (кафе третьего волны) и экологический образ жизни.
С началом полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года многие жители Киева покинули столицу. Оставшиеся в городе изменили свой привычный образ жизни, в который входили походы в кафе. Поэтому в марте и апреле заполнение оставшихся открытыми киевских кафе находилось на уровне 10-30%. В конце апреля – начале мая фронт в большей степени стабилизировался, и битва за Киев была выиграна. Люди начали возвращаться в город, и показатели заполнения кафе начали возобновляться, но осенью кафе встретили новый вызов – проблемы со снабжением электроэнергией.
В ситуации веерных отключений света некоторые кофейни меняли формат работы – если разрешала площадь помещения начинали работать в формате коворкинга, предоставляя посетителям возможность работать или зарядиться от генератора. В период осени и зимы 2022-2023 гг. спрос постепенно рос не только из-за естественной сезонности, но и из-за ограниченной возможности пить кофе дома.
3. Рост цены на кофе
За последний год произошли 2 волны удорожания кофе, вызванных сразу несколькими причинами – ростом мировых цен на работусту, инфляцией в Украине, ростом цен на логистику. Компании, предоставляющие услуги по обжариванию кофе, уже анонсируют еще один рост цен на кофе на 45-50% осенью 2023 года. Поскольку стоимость сырья является основной составляющей себестоимости напитков, то владельцы оказываются перед непростым выбором – повышать цены или терять прибыль.
Диаграмма 1
Структура стоимости кофе в кофейне
Источник: оценка Pro-Consulting
4. Оценка потребления и прогнозы развития
Согласно исследованию, проведенному Pro-Consulting в начале 2023 года, самыми популярными в Киеве являются сетевые кофейни, а также кофейни третьей волны. Кофейни третьей волны – это кофейни, отличающиеся от конкурентов особым подходом к кофе, дизайном, необычной локацией, уникальными десертами, фирменным кофе, у каждого такого заведения есть определенная узнаваемость и лояльная аудитория. Почти всегда кафе третьей волны – это отдельные заведения, не входящие в сеть.
Если рассматривать тенденции по районам Киева, то в центральной части города распространены кофейни третьей волны и кофейни высокого ценового сегмента, с ценой в 2-3 раза выше среднего. Также для центра характерны сетевые кафе на вынос, более доступные по ценам для значительной доли населения.
Что касается левого берега, то здесь прослеживается тенденция к небольшим бюджетным кафе на 1 этаже ЖК. Чаще всего это несетевые кафе с невысокими ценами и небольшим потоком клиентов. Часто владельцы сами работают в своих кафе такого типа. У метро наоборот более распространены сетевые кофейни, работающие в режиме кофе-поинтов без столиков.
Таблица 1
Районы Киева по количеству кофеен и населения
Район |
Количество кофеен |
Население района, человек |
Человек на 1 кофейню |
Шевченковский |
372 |
212 955 |
572 |
Печерский |
229 |
164 090 |
717 |
Подольский |
222 |
209 678 |
944 |
Голосеевский |
214 |
252 211 |
1179 |
Дарницкий |
231 |
348 107 |
1507 |
Днепровский |
203 |
356 829 |
1758 |
Соломенский |
213 |
384 585 |
1806 |
Оболонский |
164 |
316 921 |
1932 |
Деснянский |
159 |
366 178 |
2303 |
Святошинский |
140 |
340 945 |
2435 |
Источник: оценка Pro-Consulting
Однако большая часть кофе на украинском рынке потребляется в домашних условиях. Частым местом покупки зернового и молотого кофе являются гипер- и супермаркеты. На них приходится 44% продаж в выражении. Также активно в последнее время растет доля продаж кофе конечным потребителям из-за минимаркетов и магазинов у дома. Из общего потребления кофейных напитков только 23% принадлежит специализированным кафе.
Диаграмма 2
Структура потребления кофе в Украине по сегментам в 2022 году
Источник: оценка Pro-Consulting
Рынок кофеен показал себя как одно из наиболее устойчивых к влиянию войны в Украине, не в последнюю очередь благодаря гибкости бизнес-моделей и значительной доле сетевых заведений, количество которых балансируется: на место закрытых приходят новые.
По прогнозам рынок кофеен будет продолжать расти, в основном за счет увеличения спроса и цен на кофейную продукцию, однако темпы роста будут постепенно замедляться.
Базовый прогноз основывается на сохранении текущих тенденций развития отрасли и экономики в целом, отсутствии влияния дополнительных негативных факторов со стороны внутренних и внешних политических, экономических, природных, социально-культурных и техногенных факторов. Да, по базовому сценарию:
- объем импорта не обжаренных кофейных зерен будет увеличиваться;
- ареал боевых действий будет постепенно уменьшаться;
- потребительская инфляция стабилизируется;
- цены на сырье для кофе продолжат расти;
- доля постоянных потребителей кофе «вне дома» увеличится.