Обзор залов и площадок для игровых видов спорта в Украине

Обзор залов и площадок для игровых видов спорта в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитический обзор рынка спортивных залов в Украине

1. Анализ тенденций развития рынка спортивных залов в Украине  в 2019-2020 (факторы влияния, проблемы развития)

Рынок игровых спортивных залов в Украине характеризуется следующими факторами:

1. Потребность в капитальных инвестициях. Строительство залов с полной инфраструктурой, необходимой для конкурентного развития на рынке, требует существенных вложений. Потому положительная динамика развития рынка возможна при наличии либо инвестиций государственного бюджета, либо частных инвесторов. Это отражается в последующих факторах развития рынка.

2. Как результат воздействия первой причины, можно выделить две последующие. Одна -специфика государственного инвестирования в спортивную отрасль. В связи с кризисом 2014-2016 годов основными статьями изменения расходов государственного бюджета стали закрытие дыр, сформированных за счёт девальвации и потери контроля над регионами. По состоянию на 2020 год была обозначена стратегия развития спортивной отрасли в Украине до 2032 года.

3. Эти же события спровоцировали перенос Евробаскета из Украины в 2015 году - чемпионата Европы по баскетболу, который должен был стать важным этапом строительства спортивной инфраструктуры в стране. Как результат, было заморожено строительство нескольких спортивных арен в городах Украины. Одной из таких арен стал объект в Каменском, которое находится в 40 километрах от Днепра.

4. Среди положительных факторов за последние годы важно отметить реформу децентрализации, которая открыла возможность местным властям развивать проекты в исследуемом сегменте.

5. В контексте частных инвестиций проявились проблемы, связанные с частным финансированием спорта в Украине в целом. Основными инвесторами были крупные бизнесмены – олигархи, в результате чего множество перспективных спортивных проектов стали сворачиваться.

6. Рост популярности здорового образа жизни.
При этом основной проблемой является закрытие ряда спортивных объектов в 2019-2020 году, потому невозможность существенного роста количества людей, занимающихся спортом.

В 2020 году основные тренды в занятии спортом задавала глобальная пандемия коронавируса, в результате которой был объявлен запрет на занятия командными видами спорта, что существенно сократило объем предоставленных услуг, и по факту, объекты работали 2.5 месяца в первой половине года.

2. Объем рынка залов и площадок для игровых видов спорта

По состоянию на 2020 год однозначной динамики в сегменте спортивных площадок не наблюдается. С 2017 (по состоянию на начало года) количество площадок сократилось, хотя в 2018 и 2019 гг. происходил рост исследуемого показателя. При этом, рост может быть связан с особенностями ведения статистики и реконструкции объектов.
Количество частных крытых спортивных площадок (принято за исследуемый сегмент) лишь в 2019 году превысило показатель в 10 тысяч по всей Украине.

Диаграмма 1

Динамика количества игровых спортивных залов в Украине в 2017-2020 гг. (по состоянию на 1 января)

Источник: данные Государственной службы статистики, оценка Pro-Consulting

На основании данных о количестве людей, которые занимаются спортом в спортивных клубах в Украине была рассчитана структура рынка в разрезе видов спорта. Так, 2/3 рынка занимают волейбол и баскетбол. Низкие позиции футзала можно объяснить сезонностью и наличию мини-футбольных открытых полей, которые не являются предметом исследования.

Диаграмма 2

Структура рынка игровых залов по видам спорта



Источник: данные Государственной службы статистики, оценка Pro-Consulting

3. Факторы, влияющие на формирование цены посещения залов

Можем сделать вывод, что основными факторами, влияющими на стоимость, являются:
1) Город, в котором расположен комплекс;
2) Тип комплекса/его размер;
3) Возраст комплекса (новый/старый);
4) Время суток (пиковое/обычное; будний/выходной день);
5) Длительность заказа;
6) Вид спорта, под который арендуется зал;
7) Тип зала (закрытый зал/открытая площадка);
8) Сезонность;
9) Цель аренды (поиграть компанией либо проведение соревнований)
10) Какие услуги входят в данную стоимость;
11) Какие дополнительные услуги оплачиваются отдельно;
12) Статус посетителя (постоянный клиент/владелец абонемента/гость).

Далее рассмотрим эти факторы более детально.

  • Город, в котором расположен комплекс. Цена в столице будет выше цены в регионах;
  • Тип комплекса/его размер. В крупном спорткомплексе/фитнес-клубе стоимость будет выше, чем в небольших специализированных залах;
  • Возраст комплекса. В новом зале, соответственно новый инвентарь. Это касается как игрового снаряжения (баскетбольные кольца, волейбольные сетки, футбольные ворота), так и напольного покрытия зала, уровня вентиляции/кондиционирования/отопления зала, состояния раздевалок, душевых, санузла и т.д.
  • Время суток. Естественно, не каждый может позволить посещение зала 24/7, поэтому спрос на вечернее время и выходные дни гораздо выше, чем средина обычного буднего дня, да и люди, которые могут себе позволить лишь вечернее время (либо в выходные дни), готовы заплатить больше.
  • Длительность заказа. В некоторых клубах действуют акции/скидки: чем больше времени Вы проводите в клубе, тем меньше Вы платите (в пересчете на 1 час времени).
  • Вид спорта, под который арендуется зал. Можно провести аналогию с пунктом 4 (о времени суток). Более популярные виды спорта обходятся дороже. Яркий пример– Харьков. Здесь средняя цена аренды зала/площадки для футбола в 2 раза превышает цену зала/площадки для волейбола/баскетбола. В целом, данная тенденция в других городах прослеживается не так ярко.
  • Тип зала (закрытый зал/открытая площадка). Закрытый зал стоит дороже, что вполне логично: для оборудования закрытого зала нужно гораздо больше времени, сил и ресурсов. Как минимум, постройка здания для закрытого зала – довольно трудоемкий процесс. Также закрытый зал необходимо оборудовать окнами, защитой окон от повреждений, системой климат-контроля. Естественно, для оборудования закрытого зала необходимы и другие материалы/помещения, но они уже являются общими с открытыми площадками.
  • Сезонность. Данный пункт можно считать продолжением предыдущего пункта, т.к. открытые площадки (в большинстве своем) становятся недоступными либо же некомфортными для использования в холодное время года, а также при плохой погоде (снег/дождь/град/сильный ветер). Соответственно, в таких условиях кол-во доступных для аренды площадок уменьшается, за счет чего цена может стать выше.
  • Цель аренды. В этом случае стоимость разнится от того, пришли ли Вы поиграть с друзьями просто так, либо же Вы хотите провести соревнования (в том числе при участии болельщиков), а может быть Ваша команда имеет профессиональный (или хотя бы полупрофессиональный) статус. Часть спортивных клубов в своей ценовой политике разделяет тарифы для данных категорий.
  • Какие услуги входят в данную стоимость. В большинстве случаев, кроме аренды зала, в эту стоимость также включается пользование раздевалкой и душем. Но, в некоторых комплексах это может тарифицироваться как отдельная услуга.
  • Какие дополнительные услуги оплачиваются отдельно. При аренде зала для игровых видов спорта, довольно часто есть необходимость брать с собой мячи. Но, некоторые залы предоставляют услугу аренды мяча (также почасово), а еще часть залов предоставляет аренду манишек. Во время игры в вечернее время (либо, когда уровень света недостаточно высокий), базовый уровень освещения входит в тариф, но, если этого освещения недостаточно, за это также можно доплатить. При приеме душа некоторые клубы предоставляют аренду полотенец.
  • Статус посетителя. В некоторых клубах посещение не постоянным клиентам возможно лишь при наличии некой специализированной карты. Например, в фитнес клубе «Sport Life» можно арендовать поле игровых видов спорта, но для этого необходимо приобрести специальную карту (стоимость карты – 100 грн., срок действия – 1 год). Также в других клубах возможны скидки для постоянных клиентов либо владельцев абонементов.

4. Потребители и их предпочтения

Основными потенциальными арендаторами спортивных комплексов в Украине выступают следующие категории населения:
- Профессиональные спортивные клубы;
- Полупрофессиональные спортклубы и детские спортивные школы;
- Организаторы турниров;
- Корпоративные клиенты (крупные компании со штатом, достаточным для игр в исследуемые виды спорта);
- Компании друзей, которые собираются вместе поиграть.

В целом росту спроса на спортзалы и площадки для занятия спортом способствует несколько факторов, в первую очередь, связанные с активным времяпрепровождением. Польза занятий спортом, даже в таком формате, становится все более популярным понятием среди населения. В условиях глобального кризиса здравоохранения укрепление иммунитета становится ключевой задачей в различных слоях населения.

С точки зрения корпоративных клиентов, а также компаний друзей, это способ разнообразить досуг и провести определенный формат тимбилдинга в обстановке, которая не подразумевает распитие напитков и традиционные корпоративы. Фокус на sustainable growth в крупных компаниях, особенно с западным капиталом, является ключевым трендом последних 5-7 лет. Занятие спортом для коллективов, в том числе наиболее популярный формат – участие в забегах – стало одним из таких трендов и полезным дополнением для социальных сетей компаний, которые стремятся поддерживать позитивный имидж.

Для таких клиентов перспективным может быть дополнительное предоставление инвентаря, «манишек» для баскетбола и футзала и договоренности с арбитрами.

В контексте профессиональных и полупрофессиональных спортсменов наличие спортивного объекта подразумевает подготовку в более качественных условиях, что положительно сказывается на психологическом состоянии игроков и помогает удерживать их в командах.
Кроме того, наличие качественно оборудованного зала снижает риск травм и ушибов.

Для организаторов турниров основным является соответствие международным, либо национальным стандартам габаритов помещения, наличие табло и звукового сопровождения.

По результатам анализа поисковых запросов, связанных с арендой зала, можно выделить три пиковых периода, которые выделялись с 2018 по 2020 гг. Это март – как первый сравнительно теплый месяц, и летний период. В конце года наблюдается спад, связанный с тем, что постоянные клиенты спортивных клубов уже находят постоянную локацию.

Вторым фактором, влияющим на активизацию поиска площадок в летний период, является период межсезонья у профессиональных, полупрофессиональных спортсменов и любителей.

Диаграмма 4.2.1.

Помесячная динамика спроса на аренду спортивных площадок



Источник: данные Google analytics, оценка Pro-Consulting

Помимо общего снижения спроса в зимние месяцы, спрос ограничен лишь крытыми объектами, которых в структуре рынка, меньше. Спрос на открытые площадки может сохраняться только в сегменте мини-футбола.
Спрос на крытые площадки больше продиктован общими тенденциями, и в летнее время их преимуществами будет отсутствие жары, которая снижает продуктивность спортсменов.

5. Выводы и прогнозные тенденции развития рынка залов для игровых видов спорта

На украинском рынке спортивных залов наблюдаются специфические тенденции, которые в целом способствуют развитию отрасли, однако несут определенные ограничения, связанные со спецификой направления и объектов.

- Естественное развитие, связанное с появлением новых полей и роста интереса населения к ведению здорового образа жизни;

-Стагнация, связанная с перераспределением финансирования в спортивной отрасли на профессиональном уровне. Этот процесс постепенно переходит в стадию роста, но однозначно можно будет прогнозировать в 2021 году;

-Ограничения роста отрасли, связанное с высокими капитальными инвестициями, операционными расходами на содержание и длительным сроком окупаемости;

- Потенциал проведения национальных и международных спортивных мероприятий;

- Строительство новых объектов на государственном и частном уровне;

- Наличие международного опыта, который способствует развитию отрасли;

- Рост доходов населения с точки зрения возможности посещения спортивных мероприятий и занятия спортом;

- Возможность предоставления уникального торгового предложения с целью привлечения новой аудитории в частном сегменте рынка;

- Ценообразование на рынке как правило гибкое – в вечернее время, по выходным и зимой цены выше, в то время как для постоянных клиентов предоставляются скидки.

В целом с отменой карантинных ограничений, динамикой заболеваемости и изменением отношения к ситуации, рынок спортивных залов будет постепенно восстанавливаться и возвращаться на докризисные показатели. Однако возобновление карантинных ограничений в 2021 ограничивает деятельность площадок и соответственно увеличение ёмкости рынка крытых залов в пользу открытых.

Восстановление экономического роста в стране и возможность формирования портфеля капитальных инвестиций за счет спортивных площадок может способствовать развитию отрасли

Читайте также