Как известно, во время любого экономического кризиса больше всего страдает сегмент бизнеса, ориентированный на аудиторию со средним уровнем дохода. Кризис, вызванный распространением коронавирусной инфекции не стал исключением.
Рынок общественного питания также попал в те категории бизнеса, которые больше всего пострадали от введения карантинных ограничений. Здесь больше всего пострадали кафе, бары и рестораны среднего ценового сегмента, в то время как фаст-фуды и еда на вынос снова оказались трендовыми направлениями. Эксперты рынка утверждают, что за время карантинных ограничений около 30% целевой аудитории заведений среднего сегмента перешли на продукцию фаст-фуда. Причиной этому могло служить, как снижение доходов некоторых категорий населения, которым пришлось экономить на расходах, так и удобство формата, связанное с постоянной доступностью блюд стрит-фуда. По разным оценкам, около 50% заведений с начала пандемии так и не смогли организовать доставку, в то время как заведения стрит-фуда без каких-либо затруднений смогли перейти в режим работы «только на вынос». Почти все торговые точки (кроме фуд-кортов в ТРЦ) не закрывались и вовсе.
До начала пандемии рынок общественного питания возрастал: в 2019 году, в сравнении с 2018 годом емкость рынка увеличилась на 25,9%, а количество операторов на 15,6%. Однако, уже с началом пандемии (в І кв.2020 года, в сравнении с 2019 годом), емкость рынка снизилась на 53,9%, а количество операторов на 10,1%. По состоянию на І кв. 2021 года, в сравнении с докризисным І кв. 2019, количество операторов снизилось на более чем 30%.
Поскольку кризис, вызванный карантинными ограничениями, меньше всего отразился на сегменте фаст-фуда, его доля в общем объеме рынка общественного питания возросла, и сейчас занимает около 45% (к 40% в 2019 году). По состоянию на конец 2020 года на рынке функционировало порядка 11,7 тыс. заведений фаст-фуда.
Структура операторов рынка общественного питания, в количественном измерении, в 2020 году, %
Одна из главных причин развития этого сегмента, даже в период кризиса – высокая прибыльность. Среди других преимуществ – поступление доходов уже с первого дня работы, быстрая окупаемость и незначительный объем начальных вложений. Организация подобного бизнеса также не требует существенной подготовки и наличия специфических знаний, хотя, безусловно, организовать его будет проще человеку, который имеет опыт работы в сфере общественного питания и фаст-фуде.
Основные этапы открытия точки стрит-фуда
По оценкам компании MOST, для открытия точки стрит-фуда понадобятся инвестиционные средства в объеме 10-12 тысяч долларов США, основная часть которых будет направлена на ремонт и обустройство помещения – 30-35%, а также приобретение оборудования – 25-30%. Открыть точку стрит-фуда, при наличии желания и ресурсов, можно за 2 месяца.
Ориентировочная структура инвестиций в открытие точки стрит-фуда, % ОТ ОБЩЕЙ СУММЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ
Оценка MOST
Серьезным преимуществом этого бизнеса является и быстрое возвращение вложенных средств – средний период окупаемости составляет 8 – 12 месяцев. Стоит учесть, что такого показателя можно добиться только выбрав правильное местоположение и обеспечив высокое качество продукции и вежливое обслуживание. Поэтому, самым важным моментном в процессе открытия точки стрит-ритейла является выбор локации с высоким пешеходным трафиком и отсутствие вблизи прямых конкурентов.
Не стоит забывать и о трудностях, с которыми сталкиваются предприниматели в этом бизнесе – высокая конкуренция и организационные сложности. Благодаря низким барьерам входа на рынок, ежегодно открывается большое количество точек стрит-фуда, однако выживают они только заняв правильную локацию. Что касается организационных моментов, не так уж легко получить официальное разрешение не деятельность от СЭС. Основной причиной отказа чаще всего является отсутствие коммуникаций, которые необходимы для заведений общепита – увы, они не всегда предусмотрены в подходящем помещении.
Еще одно требование современности – в заведении должен быть установлен кассовый аппарат и POS-терминал, который обеспечит потребителям возможность рассчитаться безналичным способом. Так, сейчас около 35-40% украинцев предпочитают рассчитываться картой или электронными девайсами, в столице и крупных городах этот показатель и вовсе достигает 80%. По данным НБУ, количество предприятий, которые принимают расчёт платежными картами, ежеквартально увеличивается в среднем на 2%, при этом, 87%-терминалов, находящихся в пользовании субъектов хозяйствования, обеспечивают возможность бесконтактной оплаты.
Согласно действующему законодательству, ФЛП не обязан подключать POS–терминал, если планируется осуществлять деятельность в заведении закрытого типа, или в населенном пункте численностью населения до 25 тысяч человек, или если не было достигнуто лимита дохода в 1 млн грн в год. Поскольку стандартная точка стрит-фуда не попадает ни под какое из этих условий, POS-терминал здесь обязательный. После подключения, предприниматель должен его использовать – если есть желание сэкономить на комиссии и сослаться на отсутствие связи с банком, на него может быть наложен штраф в сумме 1,7-3,4 тыс. грн.
В целом, открытие точки стрит-фуда является эффективным решением при наличии незначительного объема инвестиций – рынок активно ежегодно растет, а сами вложения достаточно быстро окупаются даже в период экономического кризиса. Открытие точки фаст-фуда для начинающего предпринимателя может стать неплохим вариантом собственного дела, однако рекомендуется начинать с изучения данной сферы: следует ознакомится с требованиями контролирующих органов, определится с направлением работы и местоположением бизнеса, желательно учесть и тенденции в потреблении на рынке.