Базой для реализации проекта есть понимание того, что в перспективе 5-10 лет:
- Рост аграрного производства и экспорта агропродукции из Украины прогнозируется на уровне не менее 30%.
- Регион БДЛК уже является мелководным для экспорта агропродукции (для отгрузок партий более чем Хэнди-сайз), а возможности углубления БДЛК до портов Николаев и Ольвия нереалистичны, за исключением района БДЛК в непосредственной близости к морю (до 5 колена включительно).
- Сухопутные логистические проблемы терминалов БДЛК (недостаточная пропускная способность ж.д., движение автотранспорта через город) не будут решены в обозримый период.
- Происходит опережающее развитие речных перевозок (доставка с р. Днепр на терминалы р. Южный Буг – удлинение пути перевозок), для чего нужна возможность работать с судами речного класса.
- Проблемы с тяговым и подвижным составом, а также коррупцией на ж.д. не будут решены в ближайшей перспективе.
- Портовые сборы не будут уменьшены (судозаход в порты БДЛК всё также будет одним из самых дорогих в мире).
- Растёт число участников аграрного рынка (как трейдеров, так и производителей), которые стремятся получить «выход к морю» для удешевления логистики и получения контроля.
Основные идеи:
- Смещение акцента на доставку грузов судами речного класса и погрузку на морское судно по прямому варианту «борт-борт» 40-50% судовой партии на рейде терминала.
- Использование терминала как промежуточного звена для накопления до 50-60% партии при доставке по реке, а также для доставки другими видами транспорта (в период отсутствия навигации или с сухопутных точек отгрузки).
- Строительство глубоководного причала и поэтапное углубление акватории для захода судов класса Панамакс.
Возможные схемы доставки:
1. Автомобильный транспорт (120-250 тыс. т в год)
Погрузка на автотранспорт
Доставка на терминал в порту Очаков
2. Железнодорожный транспорт (150-300 тыс. т в год)
Доставка до станции Ясная Заря Одесской ж.д.
Перевалка на автомобили на мобильном пункте выгрузки
Доставка на терминал Ю-Порт Очаков автотранспортом
(вариант - погрузка на баржи в порту Херсон, в районе Новой Одессы или с. Трихаты)
3. Водный транспорт (230-450 тыс. т в год)
Речные терминалы (пункты погрузки) на Днепре и Ю. Буге – погрузка на баржи
Доставка в порт Очаков водным транспортом (а) на терминал (б) на рейд
Флот и организация рейдовой погрузки
Текущее состояние внутренней логистики: проблемы Укрзализницы с подвижным составом и тягой (для решения потребуется не менее 7-10 лет), весовые ограничения по доставке автомобильным транспортом и состояние автодорожной сети.
Решение: создание собственного речного флота и развитие доставки грузов по рекам
Оценка стоимости перевозки и себестоимости
Оценка стоимости перевозки по ж.д., долл. за тонну
Светловодск – Николаев - $17
Светловодск – Херсон - $18
Оценка фрахтовых ставок на реке Днепр, долл. за тонну
Светловодск – Николаев - $14-15
Светловодск – Херсон - $12-13
Оценка себестоимости речной перевозки (без амортизации), долл. за тонну
Светловодск – Херсон - $8-9
Кременчуг-Николаев - $10
Кременчуг-Одесса - $10-12
Текущий статус проекта и активы компаниии
Элеватор расположен в Николаевской области, Очаковском районе, с. Куцуруб, сдан в эксплуатацию в 2014 году. Мощность единовременного хранения составляет 25,9 тыс. тонн. Тип элеватора - портовый. Есть автоприйом и погрузка на корабль с мощностью 5000 т / сут. Также на территории построен склад для приема по автомобильному транспорту, хранению и отгрузке зерновых культур насыпью или генеральных грузов. Вместимость склада - 9500 тонн.
Мощности хранения / перевалки: 25 900 тонн
Скорость загрузки: 500 тонн в час
Суда: LOA 150 м, осадка 5,87 м
Доставка: грузовиком, баржей, железнодорожным транспортом
Годовой грузооборот: 60 тыс. тонн
Земельный участок: 2,0 га (аренда на 49 лет)
- 3 вертикальных силоса
- пункт разгрузки грузовика
- пункт разгрузки железнодорожных вагонов
- 2 весовых моста
- бункерные весы
- корабельный погрузчик
- офис, лаборатория, мастерская
Персонал: 57 человек
Этапы реализации развития проекта терминала
Направления инвестиций | 1 этап | 2 этап | 3 этап | Всего инвестиций, $ млн. |
1. Приобритение 50%-1% доли в текущей компании | ||||
Всего инвестиций | 7,0 | 7,0 | ||
2. Зерновой терминал | ||||
Объемы хранения, тонн | 25 000 | 50 000 | 100 000 | |
Увеличение объемов хранения зерновых | 0,5 | 3,5 | 6,0 | |
Сушильное и очистное оборудование | 1,5 | 0,0 | 0,0 | |
Объемы хранения ж/д терминала, тонн | 5 000 | 10 000 | 10 000 | |
Пункт выгрузки вагонов | 2,0 | 1,0 | 0,0 | 3,0 |
Автомобильный парк | 0,6 | 0,6 | 0,0 | 1,2 |
Всего инвестиций | 4,6 | 5,1 | 6,0 | 15,7 |
3. Строительство глубоководного причала эстакадного типа длиной 300 м, проектной глубиной 15 м | ||||
Затраты | 1,0 | 4,0 | ||
Судопогрузочная машина на причале | 3,0 | |||
Всего инвестиций | 0,0 | 1,0 | 7,0 | 8,0 |
Всего наземных инвестиций | 11,6 | 6,1 | 13,0 | 30,7 |
4. Флот | ||||
Плавающий погрузчик: стоимость (1 + 1) | 2,0 | 2,0 | 0,0 | 4,0 |
Буксиры | ||||
2500 л.с. ($5 млн.), шт | 1 | 1 | 1 | 2 |
3000 л.с. ($6 млн.), шт | 0 | 0 | 1 | 0 |
Всего инвестиций | 5,0 | 5,0 | 11,0 | 21,0 |
Баржи грузоподъемностью 5000 тонн ($1,5 млн.), шт. | 2 | 2 | 2 | 6 |
Всего инвестиций | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 9,0 |
Всего инвестиций в флот | 10,0 | 10,0 | 14,0 | 34,0 |
ВСЕГО инвестиций в проект, $ млн. | 21,6 | 16,1 | 27,0 | 64,7 |
Период строительства / реализации проекта | 18 месяцев | 24 месяцев | 24 месяцев | - |
Перспектива развития: земля рядом с терминалом, глубоководный причал и канал/ акватория
Возможность аренды земельного/водного участка вблизи терминала с целью строительства глубоководного причала и расширения терминала.
Возможность поэтапного углубления подходного канала до 11.5 м, с переходом в дноуглубление БДЛК до 4 колена (глубина 15 м) - АМПУ.