Ассоциация направила официальное письмо главе финансового комитета Верховной Рады Юрию Хомутыннику с просьбой поддержать предложения участников фондового рынка Украины при рассмотрении данного закона.
"Акцизный налог, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Украины — это налог на потребление отдельных видов товаров (продукции). Финансовые инструменты — это товар особого вида, который является документальным подтверждением совокупности отношений инвестора и эмитента этих финансовых инструментов. Данный товар не имеет конечного потребителя, следовательно, не может рассматриваться в сфере применения акцизов", — аргументируют свою позицию в УАИБ.
Разграничение налогообложения с биржевыми и небиржевыми бумагами в УАИБ считывают абсурдным. Ведь, как минимум, согласно законодательству, часть ценных бумаг вообще не имеет права обращаться на фондовых биржах (например, акции частных акционерных обществ, ценные бумаги, выпущенные в документарной форме и т.д.) "К тому же, при существовании в Украине 10 фондовых бирж с различными требованиями к ценным бумагам, которые обращаются на них, факт нахождения ценных бумаг в их биржевых списках никоим образом не предоставляет подтверждение качества этих ценных бумаг", — добавляют в ассоциации.
Более того, такой подход будет стимулировать биржи включать в биржевые списки как можно больше ценных бумаг, несмотря на их качество. Кроме того, фактическая доходность по ряду операций с ценными бумагами станет неконкурентной по отношению к другим источникам доходов. К примеру, инвестор наверняка выберет депозитный вклад банка под 18%, а не депозитный сертификат банка, по которому нужно будет еще дополнительно оплатить 3% специального налога.
Особенный удар будет нанесен по юридическим лицам. Так как операции с ценными бумагами, находящиеся в обращении на фондовой бирже (для бумаг из биржевого реестра налог составляет 0,1%, если сделки по ним проходят вне биржи), для юридических лиц будут подлежать налогообложению дважды — спецналогом на операции по отчуждению и налогом на прибыль.
Но в том числе пострадают и физлица. Так, к примеру, под двойное налогообложение, исходя из законопроекта, могут попасть операции с деривативами (10% + ставка спецналога). Кроме того, для большинства физлиц ставка налога будет составлять 3%, так как большая часть ценных бумаг, приобретаемых ими, продается среди физических лиц и они не обращаются на фондовых биржах. А в виду того, что физлица не имеют прямого доступа к биржевой торговле, им таким способом просто навязывается услуга финансовых посредников — торговцев ценными бумагами.
Напомним, что согласно законопроекту №11285, если бумаги состоит в биржевом реестре, но операция происходит на внебиржевом рынке, то действует ставка 0,1%. В то же время, если бумага не пребывает в реестре одной из бирж, то транзакция подлежит налогообложению в 3%. Отдельно облагаются также сделки с производными ценными бумагами (деривативами), заключенными вне фондовой биржи — пять необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас — 85 гривен).
По материалам: «Дело»