"Подтверждение долгосрочного рейтинга Украины в иностранной валюте на уровне "CC" отражает мнение Fitch о вероятной дальнейшей реструктуризации коммерческого долга в иностранной валюте, учитывая масштабы экономического ущерба от войны с Россией и связанный с этим значительный финансовый ущерб", – поясняет агентство свое решение.
Агентство Fitch считает, что вероятным условием крупной финансовой помощи, предоставляемой международными официальными кредиторами, является разделение бремени с коммерческими кредиторами.
Fitch указывает, что достигнутая в августе 2022 года 24-месячная отсрочка платежей по еврооблигациям Украины обеспечила облегчение обслуживания внешнего долга на сумму $6 млрд, но оставляет нерешенными среднесрочные риски устойчивости долга. По его оценкам, обслуживание суверенного внешнего долга вырастет до относительно высокого уровня в $5,4 млрд в 2024 году (исключая $3,5 млрд отсроченных процентных платежей по еврооблигациям, которые могут быть капитализированы) и $7,0 млрд в 2025 году, что закладывает основы для возможной новой реструктуризации.
Fitch прогнозирует рост ВВП Украины на 2% в 2023 году, поскольку продолжающаяся война препятствует возвращению значительного количества беженцев или крупномасштабным инвестициям, а перебои в подаче электроэнергии после российских обстрелов создают дополнительный сдерживающий фактор. Агентство напоминает о снижении ВВП в 2022 году примерно на 31% и чистом оттоке населения в 8 млн человек по данным ООН, указывая, в то же время, на их возможное завышение.
Согласно прогнозу Fitch, инфляция в 2023 году снизится до 21% с 26,6% в 2022 году, поскольку потеря производственных мощностей, нехватка электроэнергии и лишь постепенное устранение сбоев в цепочке поставок компенсируют слабый внутренний спрос.
Агентство Fitch ожидает, что война продолжится в 2023 году в рамках ее нынешних широких параметров, так как в ближайшем будущем не будет политически заслуживающих доверия уступок, которые могли бы лечь в основу урегулирования путем переговоров. Агентство считает, что цель президента Путина остается подрыв суверенной целостности украинского государства, в то время как успешные контрнаступления Украины в Херсоне и Харькове делают еще менее вероятной уступку ею своей территории России.
По мнению Fitch, несмотря на то, что в последние месяцы стратегическое преимущество в большей степени сместилось в пользу Украины, ни одна из сторон, похоже, не обладает решающим военным превосходством для достижения целей, что может привести к затяжному конфликту. "В течение более длительного периода перспектива урегулирования путем переговоров становится более вероятной, поскольку затраты для обеих сторон возрастают, хотя это вполне может принять форму скорее "замороженного конфликта", чем устойчивого мира", – допускает Fitch.
Агентство прогнозирует сокращение дефицита до 15,2% ВВП в 2023 году с 20,1% ВВП в 2022 году из-за частичного введения в действие предусмотренных бюджетом сокращений социальных расходов в реальном выражении и несколько более высоких грантов, но при этом расходы на оборону остаются значительно выше целевого показателя правительства. "Мы ожидаем высокого дефицита в среднесрочной перспективе из-за потребностей в реконструкции, увеличения социальных расходов, в том числе на ветеранов войны, и увеличения довоенных расходов на оборону", - добавляет агентство.
Fitch также оценивает увеличение общего государственного долга к ВВП на 37 процентных пунктов (п. п.) в 2022 году – до 80,2% (исключая государственные гарантии в размере 7,5% ВВП) и прогнозирует его рост до 84,0% на конец 2023 года. Оно добавляет, что доля государственного долга в иностранной валюте выросла до 66%, что увеличило валютные риски, хотя доля долгосрочного льготного долга также увеличилась.
Fitch ожидает, что цель привлечь $38 млрд внешнего финансирования бюджета в 2023 году будет полностью достигнута, а коэффициент пролонгации государственного внутреннего долга в местной валюте (ролловер), который упал до 65% в 2022 году, частично восстановится в этом году благодаря недавним изменениям в нормативы обязательных резервов, дальнейшему росту доходности ОВГЗ и текущему рекордно высокому уровню банковской ликвидности, что позволит сократить финансирование дефицита госбюджета Нацбанком.
"В настоящее время мало что известно об источниках финансирования после окончания этого года из-за рисков, связанных с потенциальной усталостью доноров, усилением стресса в банковском секторе, ослабляющим спрос на внутренний долг, и ограничениями на использование фискального финансирования НБУ, если инфляция останется высокой и возобновится давление внешнего финансирования", – отмечает Fitch.
Оно добавляет, что размер оттока капитала из частного сектора остается относительно стабильным, сдерживаемым мерами контроля за движением капитала, а международные резервы на конец 2022 года составили $28,5 млрд по сравнению с $27,6 млрд на конец февраля. Fitch прогнозирует, что профицит счета текущих операций сократится до 2,6% ВВП в этом году на фоне более высоких темпов роста импорта, а международные резервы на конец 2023 года составят 3,8 месяца текущих внешних поступлений по сравнению с 4,0 месяца на конец 2022 года.
РДЭ в национальной валюте подтверждены на уровне "CCC-": более низкий риск дефолта, чем по долгу в иностранной валюте, отражает более серьезные препятствия для включения долга в национальной валюте в любую дальнейшую реструктуризацию долга, учитывая, что нерезиденты держат всего 5%, в то время как 55% принадлежит НБУ, а еще 32% — отечественному банковскому сектору (половина которого принадлежит государству), для которого могут быть связаны риски финансовой стабильности.
"Мы также не ожидаем сильного международного давления с целью реструктуризации внутреннего долга, отчасти из-за дополнительных опасений, что это может подорвать усилия по оживлению спроса на новый выпуск государственных долговых обязательств", – считает Fitch.