Зерновая конференция Grain Ukraine проводилась впервые и была организована группой терминалов «ТИС». Организаторам мероприятия удалось привлечь лучших национальных и международных спикеров в сфере производства и торговли зерновыми и показать, где на аграрной карте мира находится Украина.
Многие международные спикеры, в частности из Аргентины и Бразилии, не скрывали, что Украина – сильный конкурент для их стран. В свою очередь, представители из Украины приводили примеры, как на конференциях в Европе откровенно «троллят» национальные продукты питания, приводя в качестве аргумента не только Чернобыль, но и всячески приуменьшая качество украинской агропродукции. Мудрёные опытом украинские аграрии и представители власти снисходительно отсылали такие нападки на конкуренцию. Если оценивать объективно, то для аграрных стран ЕС (Румынии, Польши, Франции, Голландии), Украина остается сильным конкурентом на глобальных рынках продовольствия. Все-таки качество продукции проверяется голосованием долларом и тут душа украинца может только ликовать:
Украина на 1 месте в мире по экспорту подсолнечного масла, на 4 месте по экспорту кукурузы (после США, Бразилии и Аргентины), на 4 месте – по экспорту ячменя, на 6 месте по экспорту зерна, на 7 месте – по экспорту сои.
В то время как ВВП страны сократился на четверть после военного вмешательства России и аннексии Крыма, производство и экспорт агропродукции не сократились, а по некоторым позициям даже выросли. В прошлом маркетинговом году, Украина установила рекорд по экспорту зерновых – 25 млн тонн, несмотря на то, что потеряла около 2 млн. тонн урожая на Донбассе и в Крыму. Уже в 2015/2016 маркетинговом году экспорт зерновых ожидается на уровне 27 млн. тонн. Украина вплотную приблизится к показателям экспорта зерновых всего ЕС, которые составляют 28 млн. тонн. И что еще более примечательно, Украина прибавила 23% к экспорту агропродукции с добавленной стоимостью. Агросектор Украины, хоть и постепенно, но уходит в переработку сырья (подсолнечник, мясо), не ограничиваясь экспортом commodities. Со слов Алексея Павленко, бывшего министра аграрной политики Украины, можно с уверенностью ожидать прихода инвестиций в переработку агропродукции.
Несмотря на продолжающиеся военные действия и политические риски, торговые потоки украинской агропродукции не прервались, а наоборот интенсифицировались, что отсылает политиканов в глубокий нокаут: «терпение и труд все перетрут». Усилиями трудяг-аграриев, трейдеров, избранных и патриотично настроенных госслужащих Украины и представителей стран-партнеров удалось сохранить положительную динамику объемов внутреннего производства и экспорта, оставив позади многие страны.
Государственная политика в плане поддержки аграриев явно сдулась и видно, что вместо того чтобы проводить реформы, зацепившись за растущую отрасль, старые кадры, глубоко засевшие в кабинетах, подсовывают не совсем современные решения. С 2015 года в Украине отменили льготный ПДВ для фермеров, а также ввели ограничения на перевозку зерна весом до 24 тонн на ось. Вроде бы как все логично, но все-таки сначала нужно строить качественные дороги и развивать транспортную инфраструктуру. Взвешиванием грузов, скорее всего, не соберут на дороги, как и в случае с бензиновым налогом, и средства растают в бюджетных махинациях.
Но даже без государственных дотаций (как это принято в Европе: 350-450 евро субсидий на гектар) Украина сегодня конкурентоспособна на глобальных рынках по цене и качеству продукции. Наверное, сложно нашим «кабинетчикам» и аналитикам понять, что сельхозпроизводители работают в конкурентной среде, а продать товар заграницу это не росчерком пера нарисовать сумму. «Так, отменой льготных условий ПДВ, государственные чиновники «скосили» 10-15% EBITDA украинских аграриев», отметил Джон Шморгун, президент холдинга AgroGeneration.
Для того, что бы привлечь инвесторов нужно наоборот создавать условия. Если бы макросреда в Украине была более благоприятной такой «дойный» подход можно было бы оправдать. Но «если корову не кормить, она может и сдохнуть», отметил Шевки Акунер, глава представительства ЕБРР в Украине.
Кооперация частного и государственного сектора посредством PPP (public-private-partnerships) могла бы действительно решить вопросы с инфраструктурой (дороги, порты, транспортные хабы). Дожидаться, когда налоги и сборы аккумулируют достаточно средств для инвестирования - весьма химерная затея в нашей стране с учетом медлительности в принятии решений на местных и государственных уровнях.
С другой стороны, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины сегодня всячески способствует экспорту и защите интересов украинских агропроизводлителей за рубежом.
И тут хотелось бы выделить, заместителя министра Владиславу Рутицкую, которая как пчелка «летает» на всевозможные международные мероприятия высокого уровня, тем самым повышая имидж и доверие к Украине, как надежному внешнеэкономическому партнеру в агросекторе.
И все же, трейдеры обеспокоены введением запрета на крупногабаритные перевозки автомобильными дорогами внутри страны для грузовиков фактической массой более 24 тонн, и мерами по взвешиванию перевозимого урожая. С одной стороны решение верное - «нужно беречь дороги», и все-таки надо более активно вести диалог с участниками рынка. Прокомментировал ситуацию Сергей Вовк, директор Центра Транспортных Стратегий.
По его словам: «Контроль нагрузки на ось заставил трейдеров поменять свои стратеги развития. Крупные транспортные операторы, открыто говорят, что доставка зерна в порт, используя автомобильный транспорт, возрастет на 40%. Относительно дорог на Востоке Украины и в припортовых городах, у государства попросту нету средств для их ремонта в требуемых объемах.
Мое видение, что Министерство будет весьма активно прибегать к внедрению систем контроля за нагрузкой на ось. Операторы требуют хотя бы равных условий для всех портов. Получилось так, что Одесские порты были поставлены в более жесткие условия, нежели Николаевские. Поэтому, действительно нужно поставить всех игроков в равные условия, а операторам посмотреть на более перспективные пути логистики, такие как реки. И, я думаю, что после принятия профильного закона, мы увидим более существенное увеличение грузоперевозок по реке. Также имеет перспетивы и железная дорога, в частности акутальна последняя инициатива Министерства инфраструктуры – отмена некоторых коэффициентов железнодорожного тарифа, которая сделает доставки более конкурентоспособными именно на коротком плече (100-150км)».
В целом, затраты на логистику в Украине в два раза выше, чем среднемировой уровень. Vincent Pirot из Anglo Belgian Corporation ожидает, что вскоре, стоимость морской перевалки в Украине уменьшится с 20 долл. США за тонну до приемлемых 10 долл. США.
Помимо железнодорожных издержек, зернотрейдеры сталкиваются с проблемой нехватки зерновых вагонов. Для разрешения этих проблем, предлагается реформа ж/д системы и развитие речных перевозок (баржами), как это принято в мировой практике. Ожидается, что речные перевозки могут вырасти в 3 раза уже в среднесрочной перспективе.
Инвестиционный потенциал также можно усмотреть в развитии приморских элеваторов.
Диего Лерини, панельный спикер и трейдер из Аргентины, поделился впечатлениями и ответил на несколько вопросов InVenture.
Как вы воспринимаете успешный перфоменс украинского аграрного сектора на мировых рынках?
- Что сказать, мне кажется, что успех Украины в аграрном секторе определенно обусловлен сильнейшим производственным фактором и это – человеческий ресурс. Ни война, ни коррупция не смогли остановить предприимчивость украинцев. Это колоссальный успех. Мне кажется, если бы убрать войну и коррупцию за несколько лет вы (Украина) легко можете удвоить производство агропродукции. Конечно, надо поработать над аспектами логистики, что еще больше может поспособствовать ускорению темпов и объемов производства и экспорта. Смотрите, Аргентина ранее экспортировала зерновые в Израиль, но как только украинцы нарастили производство, вы вытеснили нас с этого рынка. Поэтому я согласен с вами, что мы больше конкуренты.
Как вы считаете, возможна ли кооперация между Аргентиной и Украиной в аграрном секторе?
- Я лично не вижу на сегодняшний день возможностей для кооперации на межгосударственном уровне. Сколько я не пытался убеждать аргентинцев инвестировать и сотрудничать с Украиной, всякий раз всплывали вопросы коррупционной составляющей, ну и медиа об Украине только и говорят, как о войне и коррупции здесь. И согласитесь, это не клевета, а все-таки реальность.
Что вас более всего впечатлило на конференции?
На конференции я был поражен выступлением губернатора Саакашвили, он произнес сильнейшую речь относительно отношений ЕС и России в свете Brexit и будущих вызовов для Украины в связи с выходом Британии из ЕС.
И все же, InVenture удалось отыскать аргентинцев, которые заинтересованы в Украине. Так один из основателей и спонсоров мероприятия, компания Anton Commodities имеет аргентинские корни, и планирует вплотную проработать направление поставок агропродукции из Украины в страны Азии, используя свои связи. Компания гордится своей дружбой с футбольным гуру Марадонной, который интересуется агротрейдерным бизнесом компании.
Говоря об аграрной Аргентине, следует отметить, что страна производит около 36 млн. тонн кукурузы, из которых 60-65% идет на экспорт, производство сои - на уровне 30 млн. тонн из которых 90% экспортируется (это составляет 3% мирового производства и 30% мирового экспорта сои). И что самое интересное, 25% экспорта из Аргентины идет в виде COMBOS – соя, смешенная с кукурузой.
Больше об итогах конференции Grain Ukraine читайте здесь