Теме приватизации «Укртелекома» уже пошел второй десяток лет. Впервые об этом я услышал в 1998 году, если мне не изменяет память. Кроме продажи 7% через льготную подписку, дальше слов дело не пошло. Причина довольно-таки проста: «Укртелеком» всегда был в принципе неплохой «дойной коровой» для групп, которые имели влияние на операционную деятельность и денежные потоки предприятия. Последние 10 лет это один из наиболее ожидаемых объектов для приватизации, даже больше, чем «Криворожсталь». Думаю, именно по этой причине ничего до сих пор и не происходило. Очень радует ситуация, что в стране нашлась политическая воля, чтобы этот замкнутый круг разорвать и таки реализовать эту приватизацию, я надеюсь, успешно. За последние 10-15 лет компания существенно потеряла в стоимости, даже несмотря на то, что победила в тендере на покупку 3G-лицензии не совсем конкурентным способом.
Я остаюсь приверженцем того мнения, что акционер в лице государства никогда не будет эффективным либо более эффективным, чем частный акционер. И «Укртелеком» хороший тому пример: обладая единственной в Украине 3G-лицензией, компания смогла за четыре года занять 1% (!) рынка мобильной связи.
Отдельный разговор — объявленные условия приватизации. Я был удивлен, честно говоря, когда их увидел, т.к. они существенно сужают круг покупателей. Вызывают вопрос нормы об ограничении участия компаний, в которых правительство Украины либо других государств владеют четвертью акций. На бизнес-процессы это вообще не влияет никоим образом, да и в России, не менее чувствительно относящейся к иностранным правительствам, все три местных мобильных оператора имеют среди акционеров такие компании. У «Укртелекома» — обширная база фиксированной связи, компания ощущает очень серьезную конкуренцию со стороны мобильных операторов, у которых проникновение в сектор уже давно превысило 100%. Если привести как пример Норвегию, которая имеет долю в Telenor, Швецию с долей в TeliaSonera (обе могли бы быть потенциальными покупателями, учитывая, что у них уже есть опыт работы в России) или Deutsche Telekom, в котором правительство Германии имеет существенную долю, то в рамках зарегулированности, существующей в Украине, я не представляю, как они могут повлиять на тарифы и операционную деятельность «Укртелекома». Поэтому мне, как инвестиционному банкиру, ситуация, когда продавец сам создает ограничивающие условия, не позволяющие ему получить максимальную цену, мягко говоря, удивительна.
Цена вопроса. Озвученная стартовая цена в размере 10,5 млрд. грн., с моей точки зрения, является абсолютно адекватной и разумной. Эта цена справедливым образом отражает рыночные и операционные позиции компании. Даже при всех ограничивающих обстоятельствах, о которых речь шла выше, стартовая цена абсолютно «рабочая». Поэтому продажа правительством «Укртелекома» даже по стартовой цене будет успехом.
Покупатели. Я не исключаю того, что во время приватизации может возникнуть конкуренция, также я почти уверен, что в роли покупателей этого эмитента выступят альянсы. Ожидания рынка таковы, что возможен альянс между местными операторами (например, компанией группы Ахметова) и глобальным игроком, т.к. местным игрокам жалко отпускать такой актив — это с одной стороны, а с другой — «стремно» платить такие деньги. Альтернативным покупателем явно просматривается компания МТС, которая сильна в мобильной связи, но слаба в фиксированной. При покупке «Укртелекома» МТС выйдет в лидеры рынка.
Светлое будущее. При удачном завершении процесса приватизации «Укртелеком» ожидают большие перемены. Думаю, в первую очередь это будет развитие интернета, где у компании неоспоримое преимущество в доступе к 10 млн. абонентов. Хорошая история может быть у мобильной связи, если «Укртелеком» достанется не нынешним игрокам мобильного рынка. Ведь на базе 3G-лицензии все еще можно создать сильного нового оператора.
Вообще приватизация «Укртелекома» настолько заполитизирована, что если она пройдет не по рыночным условиям, это будет очень неприятной ситуацией для правительства и для делового климата в стране. Отдельный загадочный сигнал правительство послало зарубежным инвесторам, назначив дату приватизации на 28 декабря, когда все иностранцы еще будут отдыхать после Рождества.
По материалам: Инвестгазета