В августе Антимонопольный комитет разрешил консорциуму “Индустриальная группа”, управляющему активами экс-совладельца донецкой корпорации “Индустриальный союз Донбасса” Виталия Гайдука, купить более 50% кипрской Tibbetts Holdings Limited. Через эту структуру покупатель сумеет оформить опосредованный контроль над Украинской молочной компанией (УМК), которую основал Эдуард Прутник, бывший глава Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины.
“Индустриальная группа” была создана в 2004 году и специализировалась на управлении неметаллургическими активами совладельцев корпорации “Индустриальный союз Донбасса” Виталия Гайдука, Сергея Таруты и Олега Мкртчана. В 2009 году партнеры решили разойтись, Гайдук вышел из состава собственников ИСД, а незадолго до этого они завершили обмен активами, итогом которого стал переход “Индустриальной группы” под единоличный контроль бывшего секретаря Совбеза. Сейчас единственным бенефициаром компании, как указывается в Едином реестре юрлиц, является Елена Гайдук (жена Виталия Гайдука).
Украинская молочная компания, в роли основного владельца которой в ближайшее время собирается оформиться семья Гайдуков, была основана в 2006 году и обладает земельным банком в 14 тыс. га. Главной ценностью УМК является ферма с 8 тыс. коров (в том числе 4 тыс. дойного стада), которая находится в Згуровском районе Киевской области. По словам директора Олега Рубцова, компания является одним из крупнейших производителей молока в стране (наибольшим поголовьем владеет фирма “Астарта-Киев” Виктора Иванчика, которая содержит порядка 15 тыс. дойных коров). В список клиентов молочной компании входят такие структуры, как “Галичина” и “Danone-Юнимилк”. Выручка УМК в 2013 году составила $15 млн, а прибыль до налогообложения — $7,5 млн.
Еще в 2012 году семья Гайдуков приобрела 25% этой компании, став партнером по еще одному бизнесу вместе с Прутником. Ранее Елена Гайдук купила 10,63% акций Namakwa Diamonds. Акции данной фирмы, зарегистрированной на Бермудах, котируются на Лондонской фондовой бирже, она владеет одним из крупнейших кимберлитовых месторождений алмазов в субэкваториальной Африке. “Прутник и Гайдук давно друг друга знают”, — объяснял их партнерство ранее один из топ-менеджеров Прутника в Украине.
В 2013 году Эдуард Прутник решил полностью выйти из капитала УМК. “Вложил, развил, продал — это называется бизнесом”, — говорил он в том году в интервью Forbes. Объем инвестиций в УМК, по словам бизнесмена, за эти годы достиг $80 млн. Инфраструктура была построена с нуля. “Мы используем только импортную сельхозтехнику, построили три биореактора, из продуктов жизнедеятельности производим электричество”, — перечислил он. По оценке аналитика одной из киевских инвестиционных фирм, рыночная стоимость компании составляет 6-8 EBITDA, то есть около $45-60 млн.
Но найти стратегического инвестора для своего актива у Эдуарда Прутника не вышло. Не исключено, что Прутнику пришлось уступить Гайдуку контрольную долю в компании за долги, поскольку последний, по слухам, в последние годы инвестировал в этот бизнес “за двоих”, обладая более существенными финансовыми ресурсами. Возможно, семья Гайдуков не станет спешить расставаться с указанным активом, ведь у нее есть большой опыт ведения бизнеса в животноводстве. Елена Гайдук, в частности, уже много лет является совладельцем одного из крупнейших свиноводческих активов Украины — предприятия “Бахмутский аграрный союз” в Донецкой области.