Инвестиции миллиардера К. Жеваго: курс на транспортные проекты

Инвестиции миллиардера К. Жеваго: курс на транспортные проекты

×
389

Инвестиции миллиардера К. Жеваго: курс на транспортные проекты

  • При реализации планов Ferrexpo по производству окатышей, компании придется увеличить пропускную способность собственной логистической системы в четыре раза в течении следующих восьми лет.

 Первое полугодие для компании Ferrexpo (контролирует Полтавский ГОК) стало не лучшим периодом, как и для всех горнодобывающих компаний. Чистая прибыль уменьшилась более чем в два. Цены на железорудное сырье (ЖРС) на мировом рынке, по данным агентства Bloomberg, к концу августа опустились до минимального уровня с конца 2009 года – ниже 100 долларов за тонну и по прогнозам Morgan Stanley просядут еще на 7-16% к концу года. Тем не менее, компания Константина Жеваго продолжает активно вкладывать деньги в развитие собственной инфраструктуры. За первое полугодие текущего года объем инвестиций Ferrexpo на эти цели увеличился в 2,75 раза и достиг 33 млн. долларов.

В мае Константин Жеваго заявил, что его компания приняла принципиальное решение об инвестировании значительных средств в увеличение собственного вагонного парка, а также в развитие речных перевозок. На сегодня Ferrexpo владеет 1,645 тыс. ж/д вагонов и планирует расширить парк почти до 2,5 тыс. Кроме того, она является собственником Helogistics, в распоряжении которой находится 110 барж. Также ей принадлежит 49% уставного фонда терминала "ТИС-Руда". И, наконец, до конца года она станет собственником судна с вертикальной загрузкой для Capesize-ов.

Курс на Азию

Примерно 75-90% своей продукции компания реализует по долгосрочным контрактам, а оставшиеся 10-25 процентов продает новым клиентам, которых рассчитывает привлечь на постоянной основе. Изначально и по сей день для Ferrexpo главным рынком сбыта является Европа. Портфель заказов включает 10-летний контракт на поставки окатышей австрийской Voest Alpine AG, а также договоры с Voestalpine Stahl и ArcelorMittal, а также – американской US Steel. "В каждом BMW или Audi – есть частичка Ferrexpo", - шутят менеджеры компании, поскольку их сырье поставляется и для производства автомобильного листа.

Однако в последнее время компании удалось наладить постоянную систему сбыта своей продукции на рынке Юго-Восточной Азии. Так, в 2010 году к числу ее клиентов присоединился пятый по величине производитель стали в мире – японская JFE Steel. А к началу 2011 года она стала четвертым крупнейшим контрактным поставщиком окатышей на китайский рынок после таких мировых горнорудных гигантов, как Rio Tinto, BHP Billiton и CVRD.

Кроме того, в марте 2011 года компания основала в ОАЭ дочернюю Ferrexpo Middle East FZE, 100% уставного фонда которой принадлежит самой Ferrexpo plc. При этом Ferrexpo Middle East FZE владеет еще одной компании группы – Ferrexpo Singapore Pte Ltd в Сингапуре. Основная задача обеих структур состоит в продвижении продукции материнской компании в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

"По итогам прошлого года доля стран Центральной и Восточной Европы в общем объеме экспорта компании все еще составляла более 60%. Однако, благодаря активной маркетинговой политике, в этот же период доля стран Азии увеличилась по сравнению с 2010 годом почти на 13%", – отмечает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. В результате, согласно данным ИГ "АРТ-КАПИТАЛ", в первом полугодии нынешнего года на первом месте по объемам импорта продукции Ferrexpo стал Китай, а Австрия оказалась уже на втором месте.

Следует подчеркнуть, что свои планы по увеличению объема производства окатышей в течение ближайших 3-5 лет в два раза компания формировала именно с прицелом на азиатский рынок. "Сейчас Ferrexpo планирует и впредь увеличивать объемы реализации в Азии, прежде всего – в Китае, Японии и Корее. А в будущем она намерена охватить такие дальние страны, как Австралия, Канада и Бразилия", – рассказывает г-н Куксин.

Логистические решения

При такой географии сбыта руководство Ferrexpo стремится максимально снизить свою зависимость от перевозчиков и оптимизировать логистику поставок. То есть, ввиду больших расстояний, на которые компания доставляет ЖРС, сокращение транспортных затрат для нее столь же важно, как и снижение себестоимости производства. И, поскольку стоимость услуг перевозчиков постоянно растет, компания пополняет свои активы объектами речного флота и портовыми мощностями, а также – увеличивает собственный вагонный парк.

В 2010 году Ferrexpo возобновила перевозки окатышей с ПГОКа по Днепру. Пока для этого ей приходится пользоваться услугами компании "Укрречфлот". В этот же период компания приобрела австрийскую транспортную компанию Helogistics Holdings GmbH, специализирующуюся на перевозках грузов по Дунаю и владеющую 110 баржами, что позволило ей доставлять свою продукцию в регионы, труднодоступные для железнодорожного транспорта.

А в 2011 году Ferrexpo купила земельный участок в Австрии, на котором планирует построить перевалочный терминал для перегрузки окатышей с речных барж на мощности региональных железных дорог. "Реализация этого проекта расширит логистические возможности компании в странах Восточной и Западной Европы, то есть – позволит ей получить более эффективный доступ к сталелитейным заводам этого региона, – отмечает старший аналитик по металлургии ИГ "АРТ-КАПИТАЛ" Дмитрий Ленда, – а также обеспечит снижение транспортных расходов на доставку продукции".

И уже в январе-июне нынешнего года компания инвестировала 2 млн. долларов в оптимизацию перевозок продукции баржами. Таким образом, теперь Ferrexpo переправляет часть своей продукции баржами по Днепру при помощи сторонней компании "Укрречфлот" в порты Рени и Измаил. В частности, в первом полугодии этим путем к границе Украины было доставлено 150 тыс. тонн ЖРС. А после перевалки – из украинских портов или из Констанцы в Румынии – продукция поступает по Дунаю через принадлежащую Ferrexpo компанию Helogistics непосредственно к европейским потребителям. Так, за шесть месяцев этого года Helogistics перевезла 477 тыс. тонн окатышей.

Наряду с этим, в январе-июне компания инвестировала 25 млн. долларов в пополнение собственного вагонного парка, поскольку большую часть продукции она по-прежнему транспортирует по железной дороге. В течение первого полугодия ее вагонопарк увеличился до 1645 единиц, а к концу сентября он возрастет до 1933 единиц. Кроме того, Ferrexpo располагает опционом на покупку еще 500 вагонов. В результате, за шесть месяцев этого года объем перевозки продукции компании собственным вагонопарком достиг 3,107 млн. тонн.

И, наконец, в этот же период Ferrexpo инвестировала 6,3 млн. долларов в строительство судна с вертикальной загрузкой, которое должно быть введено в эксплуатацию в четвертом квартале нынешнего года. Это даст компании возможность самостоятельно догружать на рейде крупнотоннажные суда типа Capesize, которые доставляют ЖРС в страны Юго-Восточной Азии.

"Имея в своем распоряжении подобное судно Ferrexpo сможет значительно уменьшить затраты на логистику, а значит, как минимум, сохранить рентабельность в условиях снижения цен на ЖРС", – отмечает г-н Куксин. А Дмитрий Ленда добавляет, что самостоятельная обработка Capesize-ов повысит конкурентоспособность компании на азиатском рынке.

Пока имеющаяся в распоряжении компании собственная транспортная инфраструктура позволяет ей доставлять клиентам половину своей продукции или примерно 5 млн. тонн ЖРС. Однако, учитывая ее планы по росту объемов производства и освоению новых рынков, этого явно недостаточно.

Руководство Ferrexpo еще в начале 2011 года заявило о том, что готово рассматривать любую возможность покупки, как транспортных средств, так и компаний, которые позволили бы ей поставлять продукцию по всему миру. При этом было отмечено, что, в соответствии с географией сбыта, приоритетными для нее являются объекты, связанные с перевозкой грузов морским путем.

"Поскольку Ferrexpo планирует к 2020 году нарастить объем выпуска окатышей в два раза, для достижения транспортной самодостаточности ей нужно будет увеличить пропускную способность собственной логистической системы в четыре раза. В частности – пополнить собственный вагонопарк, расширить мощности по перевалке руды на Черноморском побережье, освоить транспортировку продукции крупногабаритными судами и так далее", – заключает Дмитрий Ленда.

 Инвестиции в проекты на инвестиционном портале InVenture

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×