Инвестиции украинских олигархов за неделю (6-12 июня 2012)

Инвестиции украинских олигархов за неделю (6-12 июня 2012)

Обзор основных тенденций развития украинских финансово-промышленных групп за неделю

Коломойский теряет доверие клиентов "АэроСвита", Фирташ инвестирует в удобрения и титан.

Клиенты авиационного бизнеса Игоря Коломойского получили очередной повод для снижения лояльности к нему. В результате выведения из эксплуатации четырех самолетов иностранных перевозчиков-партнеров и несвоевременной поставки новых бортов 8-9 июня были задержаны несколько авиарейсов.

В частности, рейс "АэроСвита", среди пассажиров которого были журналисты и народные депутаты, прибыл в Варшаву из Киева с опозданием на три часа, когда судья дал свисток начала первого матча Евро-2012 между командами Польши и Греции.

"Отсутствие воздушных судов, на которые компания рассчитывала, составляя расписание полетов, особенно отразилось на регулярности выполнения рейсов с повышением интенсивности перевозок в первой декаде июня — с началом Евро-2012", — прокомментировали в "АэроСвите".

Перевозчик настроен ликвидировать дефицит воздушных судов как можно быстрее, однако по состоянию на момент верстки номера ожидались отклонения от графика еще нескольких рейсов. В июне "АэроСвит" ускорил процедуру составления соглашений по лизингу дополнительно самолета ATR-72 и двух Boeing 737-700. "Во второй половине июня эти самолеты, а также два новых Embraer 190 будут введены в эксплуатацию", — отмечают в "АэроСвите".

Перевозчик рассчитывает постепенно восстановить регулярность полетов на текущей неделе. Однако пассажиры продолжают испытывать неудобства, несмотря на усилия компании отправить их в пункт назначения. 11 июня "АэроСвит" отменил рейс "Киев — Пекин", сославшись на ограниченные возможности компании по резервированию самолетов.

Пассажиры были перерегистрированы на рейсы других авиакомпаний, в том числе и на более поздние даты. Коломойский получает -1 балл за имидж. Если перевозчик не стабилизирует работу и подобные ситуации будут повторяться, успешность его работы под большим вопросом. В прессе уже появились слухи о готовящемся аннулировании лицензии "АэроСвита" на осуществление международных авиаперевозок.

Сама авиакомпания назвала это дезинформацией, отметив, что это уже не первый случай распространения в последние месяцы фальсификаций и "АэроСвит" проверяет информацию относительно их инициатора.

Дмитрий Фирташ продолжает инвестировать в техническое обновление заводов по выпуску удобрений, не забывая при этом держать руку на пульсе других важных отраслей, в которых его группа имеет активы и планы по расширению.

Подконтрольный бизнесмену "Ривнеазот" запустил агрегат по производству неконцентрированной азотной кислоты. Проектная мощность агрегата, сданного в эксплуатацию на прошлой неделе, — 120 тыс. тонн азотной кислоты. Стоимость проекта — 94,3 млн грн., срок окупаемости — пять лет. Благодаря запуску агрегата компания может нарастить производство конечной продукции — минеральных удобрений — до 3 млрд грн. (по сравнению с 2,5 млрд грн. в 2011 г.). Дело в том, что из-за дефицита азотной кислоты цех по производству известково-аммиачной селитры был загружен всего на 60%.

В то время как ФГИ готовится в июле выставить на продажу два первых госпакета облгазов ("Ивано-Франковскгаз" и "Николаевгаз"), главный претендент на эти, а также ряд других компаний официально подтвердил свое намерение участвовать в приватизации. "Если будет приватизация, то мы будем участвовать. Своих конкурентов мы знаем", — сказал Фирташ журналистам. Отметив, однако, что пока нет понимания, каким образом будет проходить приватизация.

Дмитрий Фирташ уделяет внимание и расширению сырьевой базы для титанового бизнеса, что требует значительных инвествложений. Как заявил владелец Group DF, группа планирует начать разработку Стремигородского месторождения ильменитовых руд (Житомирская обл.) в марте 2013 года. По словам бизнесмена, это достаточно большое и сложное по технологии месторождение и компания почти четыре года занималась проектами и технологиями. Ранее он оценивал объем необходимых вложений в $450 млн.

Ринат Ахметов наметил амбициозный рывок в сфере перевалки грузов. Подконтрольная бизнесмену стивидорная компания "Авлита" (Севастополь) планирует увеличить обработку генеральных и сыпучих грузов в 2014 году в 2,4 раза (до 8,6 млн тонн) по сравнению с 2011-м. Как сообщил "Украинским новынам" гендиректор компании Сергей Посохов, в 2012 году планируется перевалить 4,5 млн тонн грузов, в 2013-м — 6,5 млн тонн, а в 2014-м — 8,6 млн тонн. Значительный рост перевалки станет возможен в связи с проводимой модернизацией, на осуществление которой до марта 2013 года компания планирует освоить около $9 млн, а до конца 2014 года — около $18-20 млн.

Среди фигурантов Высшей лиги становится популярным вливать в холдинговые компании свежую кадровую кровь. Вслед за ожидаемым с сентября пополнением команды Group DF новым именитым CEO компания EastOne объявила о назначении генеральным директором — президентом Кирилла Рубинского. Со 2 июля к нему перейдут все функции операционного управления группой. Геннадий Газин, выполнявший эти обязанности с 2007 года, займет пост председателя совета директоров EastOne и "сосредоточится на разработке отдельных стратегических инициатив группы", — говорится в сообщении EastOne.

С 2003 года Кирилл Рубинский работал в российской инвестгруппе "Промышленные инвесторы" (первым вице-президентом группы и членом совета директоров ее основных компаний). Многие ключевые активы этой группы на сегодняшний день проданы или готовятся к продаже. Так что новый фронт работ Рубинскому обеспечен. EastOne курирует работу более 20 бизнесов семьи Пинчука.

Спецпроект "Чемпионат олигархов"

На рынке бытует мнение, что новый менеджер больше сосредоточится на текущей плановой деятельности, а Геннадий Газин — на развитии новых направлений. "Назначение Рубинского является отражением нашего стремления привлекать к работе наиболее эффективных, опытных руководителей, нацеленных на инновации", — отмечают акционеры EastOne Елена и Виктор Пинчук.

Ловить момент

Слухи о возможной смене собственника банка "Форум", в 2008 г. приобретенного у структур Леонида Юрушева немецким Сommerzbank, находят подтверждение. На прошлой неделе начало переговоров о покупке финучреждения подтвердил журналистам владелец "Смарт-холдинга" Вадим Новинский. "Мы ведем переговоры с Commerzbank по приобретению этого актива", — сказал бизнесмен, не уточнив других деталей. Нынешний владелец вложил в банк порядка $1,3 млрд (из них половина — на приобретение пакетов акций, вторая половина — инвестиции в акционерный капитал).

А решение о продаже актива видится вынужденным, поскольку, как считают на рынке, продать его можно не более чем за половину капитала. Немногочисленные сделки с украинскими банками (в основном из числа менее крупных) в последнее время проходили по цене ниже балансового капитала (0,6-1,0 капитала), отметила Анастасия Туюкова, аналитик Dragon Capital.

Она поясняет это минимальной рентабельностью банковского сектора в ближайшей перспективе (за исключением отдельных крупных игроков) и высокими рисками ведения кредитной деятельности в Украине. "Мы полагаем, исходя из недавних сделок по слиянию/поглощению в банковском секторе, что Commerzbank получит существенные убытки от возможной продажи", — сказала эксперт "ВД". Она отмечает, что акции "Форума" котируются на уровне $0,125 за акцию (хотя ликвидность бумаг является весьма низкой), что предполагает рыночную капитализацию в сумме $74 млн или половины собственного капитала по МСФО на конец 2011 г.

"Мы не исключаем, что Commerzbank может в конце концов решить продать дочерний банк, принимая во внимание нынешнюю турбулентность в банковской системе ЕС. Но данное решение, вероятно, будет тщательно взвешено с учетом значительной убыточности сделки для материнской структуры и последующего за ней ухода с украинского рынка, который ранее немецкий банк называл для себя стратегическим", — резюмировала Анастасия Туюкова. Так что, если нынешний владелец банка примет предложение Вадима Новинского, для последнего сделка будет весьма выгодна, вне зависимости от цели покупки — для того чтобы развивать банк самостоятельно или перепродать его.

Петр Порошенко готовится пожинать плоды успешного лоббирования интересов украинского автопрома, крупнейшим представителем которого является подконтрольная бизнесмену корпорация "Богдан". Как сообщил сам Порошенко на прошлой неделе, Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о введении спецпошлин на импорт автомобилей с двигателями от 1 до 2,2 л, и это решение будет обнародовано в ближайшее время (+1 за влиятельность).

Несмотря на неоднозначную оценку таких мер, уже прозвучавшую как от представителей некоторых стран-импортеров авто, так и от украинских политиков, Порошенко уверен в правоте взятого курса. "Я не понимаю, почему украин­ские производители должны быть защищены 6-10%-й пошлиной, и это кого-то волнует, а те же производители в РФ защищены 25%-й пошлиной, успешно развивают собственную промышленность, и это никого не волнует, и мы видим рост инвестиций в эту важную отрасль", — заявил он на пресс-конференции.

Фирташ получит

В то время как Фирташ публично высказал интерес к нефтеперерабатывающей отрасли (бизнесмен планирует до конца 2012 г. приобрести НПЗ в Украине), в правительстве наблюдается неожиданный всплеск внимания к закрытому в конце 2011 г. вопросу введения пошлин на импортные нефтепродукты. Как сообщил глава Минэкономразвития Петр Порошенко, министерство изучает вопрос о возможности введения пошлин на импортные нефтепродукты с целью стимулирования собственного производства.

К слову, в случае с импортными автомобилями инициативы МЭРТ увенчались успехом. "Пока наблюдается резкое снижение цен на нефть на мировых рынках и нет соответствующей коррекции цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, я собираю аргументы для того, чтобы защитить наши НПЗ, вернуться к пошлинам на готовые нефтепродукты", — сказал Порошенко. Фирташу в случае пополнения списка активов новым НПЗ такое развитие событий будет крайне выгодно, как и Игорю Коломойскому, контролирующему единственный полноценно работающий крупный НПЗ в Украине.

Нусенкис подождет

Правительство Сербии перенесло с 11 июня на 10 сентября срок приема заявок на участие в тендере по выбору стратегического партнера для металлургического завода Zelezara Smederevo. Причина — просьба участников тендера. На покупку этого предприятия мощностью 2,4 млн тонн металлопродукции в год претендуют группа "Донецксталь" Виктора Нусенкиса, а также российские "Уральская горно-металлургическая компания" и United Pilsen S.A. Сербское правительство, вернувшее завод в госсобственность за символический $1, выдвигает следующее требование к претендентам на покупку Zelezara Smederevo: консолидированный доход за 2011 год не менее €1 млрд или стоимость активов от €1,5 млрд.

По материалам: "Власть денег" 25-26 (354)

 

Читайте также

Компания харьковчанина Сергея Полумынского получила одобрение на покупку французской Agrogeneration

Компания харьковчанина Сергея Полумынского получила одобрение на покупку французской Agrogeneration

15.12.23
1500
Индийский онлайн-магазин Udaan привлек $340 млн в преддверии IPO

Индийский онлайн-магазин Udaan привлек $340 млн в преддверии IPO

15.12.23
1500
Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

15.12.23
1500