После общение как с уже состоявшимися бизнесменами, так и с начинающими стартаперами, можно выделить несколько вопросов, которые чаще всего задают себе создатели нового бизнеса:
- Необходим ли стартапу бизнес-план?
- Следует ли доверить консалтинговым компаниям его разработку?
- Как составить бизнес-план?
- Какие основные ошибки допускаются в его составлении и как их избежать?
Ответы на эти вопросы приведены ниже.
Любое предприятие следует начинать с постановки цели его деятельности и выбора инструментов для ее достижения. Именно на этом этапе необходимо составить бизнес-план, на котором будет видна оценка успешности будущего бизнеса, перспективности и прибыльности вашей бизнес-идеи. С помощью этого документа появится возможность сравнить фактические цифры с плановыми показателями и оперативно корректировать вашу тактику на рынке.
Необходимость разработки бизнес-плана для стартапа можно рассмотреть через основные этапы его подготовки.
Первый этап: проведение тщательного анализа рынка, что позволит рассмотреть текущие тенденции, уровень конкуренции и цен, емкость рынка и перспективы его дальнейшего развития. При проведении этого этапа следует использовать официальную информацию Государственной Службы статистики, соответствующих министерств, официальной базы таможенной службы и данные операторов рынка. На этом этапе основная задача стартапера – оценить свои силы в поиске и анализе необходимой информации, а также сделать соответствующие выводы из имеющихся данных. В данном случае консалтинговая компания может дать обоснованный взгляд на рынок со стороны незаинтересованных лиц, а также обеспечит надежность и достоверность используемых данных, качество анализа, что создаст дополнительную страховку от принятия неправильных решений и сопутствующих потерь.
Второй этап: собственно составление бизнес-плана и подготовка его существенной составляющей – финансовой модели и финансового плана. Для старатпа в финансовом плане должны быть представлены соответствующие расчеты.
- Сумма первоначальных вложений.
- Предполагаемые объемы реализации.
- Подробный перечень операционных расходов и их запланированные объемы.
- Запланированный объем денежного потока и прибыли.
- Анализ точки безубыточности.
- Расчет плановых показателей прибыльности, инвестиционной привлекательности и рентабельности проекта.
Для построения действующей финансовой модели бизнес-плана необходимо использовать несколько ключевых факторов:
- полнота, качество и детализация входящей информации;
- современная методология проведения финансовых расчетов, что обеспечит надежность и правильность поученных результатов.
К необходимой информации для создания финансовой модели следует отнести:
1.Объем первичных вложений, направления денежных потоков и график инвестиций (выбор оборудования, помещения, получение необходимой документации, оценка объема оборотных средств).
2.Запланированный объем продаж и рыночная цена продукции/услуг.
3.Размер и перечень операционных расходов (сырье и энергоносители, оплата персоналу, сопутствующие расходы).
4. Условия будущего налогообложения (порядок уплаты, размер и перечень налогов).
Собрать эту информацию вы можете как самостоятельно, так и при помощи финансовых консультантов или консультантов по бизнес-планированию. Для реалистичности построенной финансовой модели необходимо высокое качество и достоверность предоставленной информации, следовательно, чем более точную и детальную информацию вы получите, тем более реалистичной будет ваша финансовая модель.
После того, как необходимая информация будет собрана, можно притупить к разработку собственно финансовой модели. Сейчас в интернете можно найти множество советов, рекомендаций и программного обеспечения, а также необходимые формулы для расчетов. Здесь все решает желаемый результат и ваши финансовые возможности – программное обеспечение стоит денег, а использование нелицензионных программ может привести к ошибкам в расчетах. Построение необходимых моделей требует знание финансовой математики, методов финансового анализа и планирования, потому при отсутствии у вас таких навыков следует привлечь специалиста. Ведь ваша финансовая модель – это лицо вашего стартапа и необходимый инструмент для использования. Если же вы планируете привлечь инвестиции, то ошибки или недостаточная проработка расчетов, или отсутствие некоторых составляющих недопустимо.
Третий этап: составление собственно описательной части бизнес-плана, основанной на финансовой модели и дополненной результатами предварительного рыночного исследования. для подготовки этой части бизнес-плана следует использовать рекомендации одного из международных стандартов: ЕБРР, UNIDO, TACIS и т.д. Необходимо помнить, что все соответствующие стандарты являются всего лишь рекомендациями, то есть нет необходимости следовать каждой букве написанного, поскольку каждый проект сугубо индивидуален и стандартизировать их все невозможно, да и не нужно. На этом этапе важно умение отделять первостепенную информацию от дополнительной, которую можно вынести в приложения к бизнес-плану или вообще предъявить по требованию.
Следовательно, подготовить бизнес-план для стартапа – это не только трудозатратный и комплексный процесс, для которого необходимы соответствующие знания и навыки, но также визитная карточка любого проекта, необходимая для привлечения инвесторов, и дорожная карта для создателя проекта, с которой он будет сверять в процессе работы.
При разработке бизнес-плана могут возникнуть такие проблемы:
- Неполнота или недостаточный объем первичной информации.
- Игнорирование необходимости проработки анализа рынка или использование при его анализе непроверенной информации.
- Неполнота и ошибки в проведенных расчетах.
- Ошибки в текстовой части документа, нелогичность подачи материала, непрофессиональность выкладки, скудность отчета.
- Отсутствие анализа рисков.
Избежать этих ошибок можно несколькими способами:
1.Привлечение к разработке бизнес-плана высококлассного профессионала.
2.Постоянная вовлеченность создателя проекта в составление бизнес-плана на всех этапах.
3.Качественная предварительная подготовка, поиск надежных информационных источников, налаживание контактов с будущими контрагентами.
Правильно составленный бизнес-план может стать не только красивым документом, но и путеводителем по пути реализации бизнес-идеи, который позволит своевременно определить результативность работы и своевременно откорректировать курс развития бизнеса.