Несколько лет назад на металлургическом комбинате “Запорожсталь” отмечали 74-ю годовщину пуска своего мартеновского цеха. Помимо интересных фактов из истории становления и развития этого передела метпредприятия (за три четверти века комбинат выплавил свыше 225 млн. тонн стали) в посвященной событию корпоративной заметке подчеркивалось: “Мартеновский цех — хорошая школа. Здесь каждый может проявить себя с лучшей стороны”. Эту школу теперь придется пройти и техническим руководителям группы “Метинвест”, которая на днях объявила о получении контроля над МК “Запорожсталь”. Пройти с тем, чтобы потом ее демонтировать.
Мартеновские печи — и гордость, и боль запорожских металлургов уже на протяжении нескольких десятилетий. С одной стороны научно-технические подразделения комбината достигли практически совершенства в деле оптимизации мартеновского процесса. Собственные разработки специалистов “Запорожстали” позволили существенно отладить ритмику выплавки стали в мартенах и заметно снизить при этом ресурсные затраты.
С другой же — нельзя отрицать и тот факт, что эксплуатация мартеновских мощностей немало затратна в силу технологической привязки к масштабному потреблению природного газа. Во времена, когда этот энергоресурс обходился Украине в $50/тыс. куб. м, данный нюанс вполне можно было игнорировать. Но теперь, когда природный газ доходит на метпредприятие с ценой свыше $500/тыс. куб. м, его масштабное использование в металлургическом производстве становиться минус-фактором для конкурентоспособности комбината.
Опять же нельзя утверждать, что “газовые риски” на комбинате “Запорожсталь” никак не пытались нивелировать тем или иным образом. На первом металлургическом переделе предприятия — аглодоменном — с осени 2010-го активно внедряют технологию и оборудование для вдувания пылеугольного топлива в горны доменных печей. И хотя не все гладко обстоит с отработкой соответствующих процессов, благодаря этой технологии предприятие вполне обоснованно рассчитывает уйти от потребления газа при производстве чугуна. Вот что прописано в инвестпрограмме по освоению пылеугольного вдувания на комбинате: “Общие затраты на осуществление проекта составляют 837,4 млн. грн. Мероприятие позволит снизить расход сухого скипового кокса на 20-25%, а также полностью исключить использование дорогостоящего природного газа в технологии выплавки чугуна. В целом это снизит потребление природного газа комбинатом на 40 — 45%”.
Фактом, впрочем, остается и то обстоятельство, что добрая половина газового потребления комбината приходится на его следующий, сталеплавильный передел. Замену мартеновского производства на конвертерное (практически исключающее газовую составляющую) на “Запорожстали” лелеяли все прошлое десятилетие. Но прежние группы собственников долго не могли решиться на действительно грандиозные затраты по этому направлению модернизации. Пять лет назад звучали оценки стоимости “кислородно-конвертерной” реконструкции комбината и в $2 млрд., и в 2 млрд. евро…
Раздумья эти обернулись для предприятия злой шуткой судьбы. Когда к весне 2008 года уже бывшему гендиректору комбината Виталию Сацкому удалось убедить ныне его совладельцев в необходимости строительства на предприятии современного кислородно-конвертерного производства, дело успели свести лишь к подписанию контракта на изготовление оборудования с известной машиностроительной компанией Siemens-VAI. Осенью того года грянул кризис, и все планы по запуску кислородно-конвертерного цеха (ККЦ) в 2012 года тут же развеялись.
Докризисная программа технического развития сталеплавильного производства запорожского комбината предусматривала возведение ККЦ в составе установок десульфурации чугуна, двух 250-тонных конвертеров, агрегатов внепечной обработки и вакуумирования стали и двух толстослябовых машин непрерывного литья заготовок. Проектная мощность комплекса планировалась на ежегодный выпуск 4,7 млн. тонн конвертерной стали. В 2011 году мартены комбината выплавили 3,8 млн. тонн стали, в один из последних докризисных годов — свыше 4,4 млн. тонн.
С обретением этого комплекса на предприятии очень надеялись укрепить свои рыночные позиции за счет снижения себестоимости производства (отказ от былых масштабов использования газа), расширения марочного состава стали и повышения ее качественных физико-химических характеристик. И это даже без учета тех экологических позитивов, которые комбинат получил бы вместе с новым конвертерным переделом. По оценкам инженеров “Запорожстали”, замена мартенов на конвертеры позволила бы снизить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду более чем на 13 тыс. тонн в год.
Но свой ККЦ запорожсталевцы так и не получили. За все десятилетие работы по сталеплавильному направлению модернизации было инвестировано лишь порядка 640 млн. грн. Эти деньги были затрачены, в основном, на работы по фундаментированию промплощадки под будущий конвертерный цех. Оставшуюся “львиную долю” придется доинвестировать “Метинвесту”. Если, конечно, в этой группе все же намерены реализовать былую программу техперевооружения второго передела МК “Запорожсталь”. Ведь не исключены и другие варианты, предполагающие внедрение передовых процессов производства металлопродукции.
С 2001 по 2007 годы на “техническое переоснащение, модернизацию, реконструкцию и капитальные ремонты” запорожского меткомбината было использовано около 4 млрд. грн. В самом лучшем случае лишь половина из этой суммы пришлась на CAPEX — вложения в модернизацию или создание основных фондов. Техинвестиции на “Запорожстали”, и это — далеко не секрет, многие годы направлялась преимущественно на поддержание оборудования в рабочем состоянии. “Метинвесту” необходимо будет потратить не один миллиард долларов США, чтобы получить на уже подконтрольной ему запорожской сталеплавильной площадке действительно современный интегрированный меткомплекс.
Когда именно это произойдет — вряд ли скажут и в самом “Метинвесте”. Топ-менеджеры этого горно-металлургического холдинга только приступил к детальному изучению ситуации на запорожском метпредприятии. К тому же, сложное положение на глобальном металлургическом рынке вполне позволяет счесть новый актив “Метинвеста” вызовом складывающимся обстоятельствам. С таковым выйдет достойно совладать лишь в том случае, если в холдинге Рината Ахметова смогут оперативно разобраться с многолетними управленческими проблемами на запорожском меткомбинате.
По материалам: ДЕЛО