«Разработано предварительное технико-экономическое обоснование, которым предусмотрено, что проект будет реализовываться за счет инвестиционных средств. Проведены переговоры на межведомственном уровне с Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которых решено, что в связи с реализацией социальных инициатив Президента этот проект будет администрироваться в рамках государственной целевой программы «Доступное жилье», а сам национальный проект прекращает свое существование, и в ближайшее время будет принято соответствующее решение правительства», - сказал он «Комментариям».
Предварительное ТЭО, о котором упомянул Гусев, стоило бюджету в 2011-м 2,6 млн. грн. Стоит к этому прибавить еще и оплату за выводы, касающиеся ТЭО и бизнес-плана проекта, которые должна была сделать одна из компаний так называемой «Большой четверки»: PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young либо КPMG. О стоимости их услуг можно только догадываться. Но более любопытна сама история эволюции проекта «Доступное жилье».
Впервые эта идея была представлена общественности в августе 2010 года. Предполагалось, что по всей стране вырастут так называемые «Президентские кварталы», состоящие из 16-ти типовых девятиэтажных монолитных домов на 70 квартир каждый. Жилплощадь предназначалась для молодых семей, военнослужащих, и крымскотатарского населения - правда, площадь квартиры не должна была превышать 38 кв. м. Стоимость же квадратного метра заявлялась на уровне 4 тыс. грн. Считалось, что таких цен можно достичь благодаря новым технологиям, ликвидации коррупционной составляющей и внедрению модели государственно-частного партнерства. Кроме того, строителям было обещано бесплатное выделение участков со стороны местных органов власти и даже проведение инженерных сетей за счет государства.
Согласно утвержденному правительством ТЕО проекта, строительство кварталов должно было начаться в «пилотных» городах, - Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Львове и Симферополе, - чтобы потом расширить эту практику на всю страну.
Предполагалось, что строительством дешевых кварталов будут заниматься украинские подрядчики, но за деньги иностранных инвестиционных фондов. Которые предварительно еще должны были пропуститься через «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк». Тем не менее, уже летом 2011-го руководитель рабочей группы Национального проекта «Доступное жилье» Владислав Николаюк рассказал «Комментариям» о том, что к проекту удалось привлечь только одного инвестора - американский холдинг. Исходя из информации на сайте агентства, видимо, это была Federal Group International. Правда, в меморандуме с этой группой были прописаны уже 3 «пилотных» города.
Американцы согласились было выделить на проект $2 млрд. (при правительственной оценке всего проекта в $1,5 млрд.), но с условием, что именно они будут проектировать, строить и продавать жилье. Естественно, о доступной цене в 4 тыс. грн. при такой политике можно было забыть. Сам Николаюк в прошлом году признавал, что такая стоимость за «квадрат» возможна в крайнем случае при объемах работ на уровне 500 тыс. кв. м в год. Однако это уже тогда была несбыточная мечта. Руководство нацпроекта начало жаловаться о том, что местные власти медлят с выделением участков. Случилось немыслимое: Киев отказался от «Президентских кварталов». Землю пришлось выделять под столицей - в Глевахе. Причем не на квартал, а на два дома. И это через считанные недели после того, как Виктор Янукович прилюдно поручил Александру Попову максимально развернуть в Киеве реализацию проекта. «Киев находится в центре нашей страны. От того, как тут зазвучит эта мелодия, так будут «петь» в регионах», - образно сформулировал свое поручение тогда глава государства.
Еще чуть позже, появилось официальное подтверждение об отказе от типовых кварталов в пользу единичных объектов. В целом это выглядело, как возврат к откатанным предвыборным схемам строительства доступного жилья, при которых государство дает деньги исключительно на недостроенные объекты избранных застройщиков. Что, в конце концов, и произошло. Более того, закрывая Национальный проект «Доступное жилье», власть не только делает выбор в пользу денежной подпитки избранных стройкомпаний, но и признается в неспособности реализации массового типового строительства, в том числе и по причине отсутствия контроля над региональными элитами. Ведь что мешало спустить прямые указания на места срочно выделить американцам землю под проект? Тем более что перечень действующих жилищных программ от государства может поредеть уже в следующем году.
По материалам: Bin