Оправданы ли инвестиции в аэропорты Украины?

Оправданы ли инвестиции в аэропорты Украины?

В 2012 г. аэропорты Украины начали активную борьбу за пассажиров и авиакомпании. За январь-октябрь 2012 г. пассажиропоток в украинских аэропортах составил 12,2 млн. человек. Хотя темп роста рынка ...

Наибольший рост пассажиропотоков наблюдается в "Жулянах" и "Харькове" (74,8% и 54,7% соответственно). Аэропорт "Донецк" увеличил этот показатель на 25,9%, а "Симферополь" – на 15,3%, впервые с начала 90-х годов обслуживая больше 1 миллиона человек и став 2-ым аэропортом-миллионником в Украине. 94%-ый рост пассажиропоток у "Львова" объясняется тем, что в 2011 году предприятие работало с ограничениями в связи с реконструкцией. Незначительный рост показали крупнейший аэропорт страны — "Борисполь" (7,6%), а также "Одесса" (9,3%) и "Днепропетровск" (5,2%).

Наиболее динамичным в 2012 г. стал киевский аэропорт "Жуляны", который смог заманил нескольких авиаперевозчиков из "Борисполя" — "Трансаэро" (выполняет 21 рейс в неделю по маршруту Москва—Киев—Москва), "ЮТэйр-Украина" и Armavia. Помимо этого, в 2011 году в "Жуляны" из "Борисполя" перебралась low-cost компания Wizz Air. Из новых перевозчиков, Жуляны смогли привлечь авиваперевозчиков Scat, Air One, Hamburg Airways, "Сомон Эйр" и другие. Также следует отметить, что в 2012 году аэропорт "Жуляны" открыл терминал D.

Региональные аэропорты так же поддержали положительную тенденцию. С аэропортом "Симферополь" начала сотрудничать на постоянной основе крымская авиакомпания Air Onix, которая открыла регулярные, а также чартерные рейсы в Киев, Тель-Авив, Стамбул, Варшаву, Санкт-Петербург и другие. Из Киева начались регулярные рейсы в аэропорт "Харьков" через компанию "ЮТэйр-Украина". Компания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) вместе с харьковским туроператором "Харьковкурорт-сервис" начали полеты Харьков—Подгорица, а так же организовала новые полеты из Харькова в Москву, Шарджу, Ашхабад, Салоники. Аэропорт "Донецк" расширил свои связи с авиакомпаниями: "Трансаэро" увеличила количество рейсов в Москву, "ЮТэйр-Украина" открыла рейс в Тбилиси, Nordwind Airlines — рейс из Москвы, Pegasus Airlines — рейс из Стамбула в г. Львов, Air Onix — из г. Львов в Бургас, а Wizz Air начала полеты в Милан.

Несколько новых сервисов были внедрены аэропортами, что значительно повысит уровень комфорта для пассажиров и эффективность деятельности. "Борисполь" ввел новую услугу трансферного досмотра багажа без прямого участия пассажира, услугу Priority Line, которя позволяет быстрее проходить регистрацию, а также организовал собственную службу такси Sky Taxi. В аэропорту "Жуляны" собираются запустить клубную программу, а "Харьков" присоединился к программе Рriority Pass — крупнейшей в мире независимой программе доступа в VIP-залы, а также активно сотрудничает с сервисом скидок "Groupon" для привлечения пассажиров. В аэропорту "Львов" открыли киоски саморегистрации, а в Донецке ввел услугу упрощенной регистрации пассажиров.

Дополнительный пассажиропоток необходим аэропортам для покрытия возрастающих расходов и вложенных инвестиций, которых только накануне Евро-2012 было 10,1 млрд. грн. (на строительство новых терминалов). Сам "Борисполь" помимо инвестиций в размере 4,8 млрд. грн. в терминал D, который является крупнейшим в Украине, еще 370 млн. грн. вложил в открытие терминала F. На строительство нового терминала аэропорт «Жуляны» потратил 320 млн.грн., «Харьков» – $107,2 млн. Новый терминал во «Львове» обошелся аэропорту в 2 млрд. грн. Но рекордсменом стал «Донецк»: его реконструкция обошлась в 6,97 млрд. грн., из которых 1,8 млрд. грн. было потрачено на новый терминал.

Вадим Слободянюк, эксперт Центра политического и экономического анализа, считает, что такие масштабные инвестиции в региональные аэропорты неоправданны из-за элементарного отсутствия пассажиров. Суточный пассажиропоток для аэропорта «Донецк» равен его часовой потенциальной пропускной способности при нынешней мощности, а ситуация у «Львова» и того хуже – суточный поток равен половине часовой пропускной способности. Затраты на содержание таких мощностей будут приносить государству только убытки в ближайшее время.

Вице-премьер Борис Колесников, напротив, склонен пророчить аэропортам "Донецк" и "Львов" будущее крупнейших транспортных узлов среди стран СНГ. В этом году пассажиропоток в «Донецке» должен перешагнуть отметку в миллион пассажиров, впервые после распада СССР, а через семь лет уже сможет достигнуть отметки в 5 миллионов пассажиров и стать одним из крупнейших аэропортов в европейской части СНГ

Аэропорт «Борисполь» так же страдает от переизбытка мощностей: при годовой пропускной способности в 25 миллионов человек в нем обслуживается примерно 9 миллионов. Это подтолкнуло Кабмин к принятию решения о сдаче аэропорта в концессию. Пока конкурс еще не был объявлен, но по предварительным условиям будущий инвестор должен будет инвестировать 2,3 млрд. грн. в развитие инфраструктуры и полностью выплатить долги аэропорта, которые, по словам замминистра инфраструктуры Дмитрия Демидовича, на данный момент составляют около $600 млн.

Генеральный менеджер Amadeus (оператор системы бронирования авиабилетов) в Украине Алексей Муровцев считает, что срок окупаемости для инвестиций будет самым различным. Для "Борисполя", активно развивающего модель хаба, основной задачей стала доработка терминала D, который сейчас работает только на прием международных рейсов и в то же время не имеет трансферной зоны для сообщения с внутренними рейсами. Все это послужило поводом для отказа базовых перевозчиков "АэроСвита" и МАУ от перехода в терминал. К тому же, в терминале совершенно не предусмотрены места для магазинов.

Из крупных региональных аэропортов для экспертов перспективными являются "Жуляны", "Донецк", "Львов", "Одесса" и "Симферополь". Вадим Слободянюк отмечает, что "Жуляны" могут смело рассчитывать в будущем на приход из "Борисполя" тех авиакомпаний, которые не связаны партнерскими отношениями с другими перевозчиками и не зависят от транзита. Проблемой «Симферополя» является сезонность его работы. Для решения этого вопроса правительство Крыма должно подготовить продуманную программу по привлечению туристов в регион и в зимний период. Плохие метеоусловия в зоне расположения аэропорта «Одесса» заставляют авиаперевозчиков отказываться от рейсов. Выходом может стать реконструкция аэропорта с переносом терминалов на базу одного из военных аэродромов, считает Вадим Слободянюк.

Независимый эксперт Алексей Муровцев отмечает тяжелое положение "Харькова" из-за маленького делового потока в городе и отсутствия перспектив для роста. Но, несмотря на такие обстоятельства, компания все равно договаривается с новыми перевозчиками. Для аэропорта важно получить базового перевозчика и наладить контакты с туристическими агентствами, чтобы увеличить поток чартерных рейсов.

А вот аэропорты "Донецк" и "Львов" уже достигли пика своего развития при существующей концепции работы. Рост пассажиропотока у них возможен только одновременно с ростом рынка. Эти аэропорты не имеют базового перевозчика, способного обеспечивать стабильный пассажиропоток. А для его создания нужно вложить немало денег, которые сейчас вряд ли кто-то даст. Развиваться авиарынку мешает сложная экономическая ситуация в стране, низкая платежеспособность людей и отсутствие безвизового режима с Евросоюзом. Единственные страны, с которыми украинские аэропорты могут развивать транзит, это Россия, Казахстан и Узбекистан, но именно они жестче всех защищают своих перевозчиков.

Правительство пока не понимает, как можно решить проблему наполняемости "Львова" и "Донецка". Подписание договора "Об открытом небе" с ЕС убьет украинские авиакомпании, которые не могут пока конкурировать с европейскими перевозчиками.

Читайте также