Швейцарская фармкомпания Acino Pharma поглощает украинского производителя лекарств "Фарма Старт"

Швейцарская фармкомпания Acino Pharma поглощает украинского производителя лекарств "Фарма Старт"

1 октября 2015 года швейцарская Acino Pharma AG закрыла сделку по покупке украинской фармацевтической компании "Фарма Старт", которая является девятым по величине производителем лекарств в Украине

"Фарма Старт" имеет собственный завод в Киеве, построенный в соответствии с европейскими стандартами GMP. В портфеле компании 35 препаратов — брендированные генерики, препараты с технологией замедленного высвобождения, препараты для лечения заболеваний центральной нервной системы и сердечно-сосудистых заболеваний. Оборот компании в 2014 году составил $48,8 млн.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, совладельцами "Фарма Старт" являлись Виктор Рыбчук (совладелец и руководитель частной клиники "Обериг") и Александр Триколич. Acino Pharma выкупила у бывших акционеров 100% компании.

Генеральным директором "Фарма Старт" назначен Евгений Заика, который ранее возглавлял украинское подразделение международной фармкомпании Takeda.

Как отмечает Йостен Дэвидсен, генеральный директор компании Acino Pharma AG, приобретение украинской компании станет началом экспансии швейцарской компании на высокопотенциальные рынки стран СНГ, в частности Беларуси, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана. Отметим, что в декабре 2014 года Acino Pharma приобрела российскую компанию "Кофарм".

В ближайшие пять лет Acino Pharma намерена вывести "Фарма Старт" в топ-5 украинских производителей лекарственных средств, а также увеличить выручку на всех рынках присутствия с 300 млн евро до 1 млрд евро в год.

При этом в швейцарской компании не исключают, что могут приобрести еще одного украинского фармацевтического производителя. Однако это не перспектива ближайшего времени, и никаких переговоров Acino Pharma в настоящее время не ведет. "Несмотря на нестабильную политическую и экономическую ситуацию в Украине, фармацевтический рынок имеет хороший потенциал роста. Местные производители лекарств получили преимущество, поскольку они меньше зависят от колебаний курса валют, чем импортеры, и способны обеспечить более доступную цену на лекарственные средства", — объясняет интерес западных компаний к украинскому фармрынку Йостен Дэвидсен.

Интервью с Йостеном Дэвидсеном, генеральным директором компании Acino Pharma AG

Швейцарская фармкомпания Acino Pharma поглощает украинского производителя лекарств "Фарма Старт"

– Почему именно Украина стала первой страной, где вы приобрели производственные мощности в рамках экспансии на развивающиеся рынки?

– До нынешнего кризиса в украинской экономике все международные фармацевтические компании очень успешно развивали свой бизнес в Украине. Перед тем как достичь своего пика на уровне $4,5 млрд в 2013 году, объем фармацевтического рынка Украины ежегодно рос двузначными темпами. В нынешнем году, как ожидается, он сократится практически вдвое – до $2,5 млрд, однако мы верим, что отрасль может вернуться к докризисным показателям в течение 3-5 лет.

До того времени нам важно занять свое место на рынке, поэтому мы решили инвестировать в Украину уже сейчас. Не слишком много, так как обстановка в вашей стране все еще не стабилизировалась.

– Как отличается операционная рентабельность фармацевтических компаний в Украине и в мире?

– Называть конкретные цифры сложно, поскольку рентабельность зависит и от уровня инвестиций в каждый отдельный бренд. У каждой торговой марки маржинальность будет своей. В зависимости о того, рецептурный или безрецептурный препарат, рентабельность может быть как меньше 10%, так и свыше 20%. Особенно сложно выводить средние показатели прибыльности после девальвации гривны.

Однако в Украине она все еще достаточно высокая. Рынки СНГ всегда считались самыми прибыльными для фармацевтов по сравнению с другими развивающимися странами: Бразилией, Мексикой, Индией, Китаем и т.д.

– Сколько Acino Pharma намерена вложить в Украину в краткосрочной перспективе?

– Пока рано говорить об этом. В первую очередь Евгений Заика и его команда должны ознакомиться с приобретенной компанией, и понять, что именно в ней нужно улучшить. До того времени для нас гораздо важнее будет сохранить затраты на нынешнем уровне.

– По каким критериям вы отбирали объект поглощения в Украине?

– Мы искали не слишком большую компанию со своей производственной площадкой. В этом отношении «Фарма Старт» произвела на нас очень хорошее впечатление – их завод соответствует стандартам GMP (международной системы требований к производителям медикаментов. – Forbes). Портфель продуктов этой компании также очень схож с линейкой Acino Pharma.

– Вы планируете отказаться от брендов «Фарма Старт» в пользу торговых марок материнской компании?

– Конечно, мы будем работать на украинском рынке под брендом Acino Pharma. Но не сразу. Ребрендинг связан с множеством бюрократических процедур – для этого потребуется замена всех лицензий, регистрационных сертификатов, упаковочных материалов и т.д. Сейчас невозможно сказать, сколько времени на это уйдет – год, два или еще больше, но чтобы не останавливать производство из-за смены этикеток, некоторое время в Украине будут производиться как нынешний продуктовый ряд «Фарма Старт», так и препараты Acino Pharma.

– Когда можно ожидать появления в Украине первого из них? И по каким принципам будет формироваться ваш портфель брендов в этот период?

– Сейчас четыре наших препарата проходят процесс регистрации [в Минздраве]. Для одного из них эта процедура уже фактически завершилась, потому я не исключаю, что он появится в украинских аптеках в первом квартале следующего года. Помимо него, в 2016-м мы выведем на рынок еще несколько продуктов разработки как Acino Pharma, так и «Фарма Старт».

Как минимум, в ближайшие два года нам будет чем заполнить график выхода новых препаратов – вместе с заводом приобретенной компании нам достался очень хороший исследовательский департамент, выпускающий 2-3 новых продукта каждый год. В сегменте непатентованных лекарств «Фарма Старт» входила в пятерку лидеров украинского рынка по этому показателю.

Если представится такая возможность, мы также планируем покупать бренды других украинских производителей. Будем фокусироваться на неврологии, кардиологии и безрецептурных препаратах – трех сегментах, на которых базируется наш бизнес.

– К какому ценовому сегменту относится ваша продукция?

– К среднему. В Украине мы пока не производим и не продаем  высокотехнологичных препаратов, а наши безрецептурные медикаменты реализуются в ценовом диапазоне 10-20 гривен за упаковку.

– Каковы ваши планы по увеличению доли «Фарма Старта» на рынке?

– Мы хотим быть в десятке крупнейших игроков украинского рынка, и планируем достичь этого показателя за пять лет, поэтому нынешнюю долю необходимо увеличить, минимум, вдвое. Мы рассчитываем в первую очередь на вывод новых продуктов, а также привлечение других транснациональных игроков в качестве партнеров. Многие международные фармацевтические компании  хотят локализировать в Украине производство своих брендов, но при этом не намерены открывать здесь отдельные представительства.

– Какую часть производственных мощностей в Украине Acino Pharma готова отдать под толлинг (использование импортного сырья с последующей продажей за границу)?

– Это лишь вопрос спроса. Сейчас мощности «Фарма Старт» загружены примерно на 70%. После запланированной модернизации производственных линий в следующем году их недозагрузка составит уже около 35%. Мы используем свободные мощности либо для выпуска собственных продуктов (если увидим потенциал увеличения продаж в Украине и на других рынках СНГ), либо предложим свои услуги потенциальным партнерам. Для нас это не стратегический, а оппортунистический фокус – как одна из возможных опций заработка.

Конечно, толлинг несравним по прибыльности с производством собственных товаров. Тем не менее, это распространенная практика среди фармацевтов, причем даже крупных.

– Чем вызвана неполная загрузка мощностей «Фарма Старта»?

– Наличие 30% свободных мощностей не говорит о плохой конъюнктуре. Это нормальный уровень загрузки для фармацевтического предприятия. В Украине мы все еще можем позволить себе выходные дни, когда завод ничего не выпускает. Обычно же он работает в три смены 24 часа в сутки.

– В каком соотношении вы будете производить лекарства в Украине для внутреннего рынка и на экспорт?

– В 2013-2014 годах 70% продаж украинских фармацевтов приходилось на продажи внутри страны, а остальная выручка зарабатывалась на рынках СНГ (доля России в экспорте, конечно же, была подавляющей). Мы будем стараться поддерживать такие же показатели.

Производственные мощности в Украине будут хабом для нашего экспорта в страны бывшего Советского Союза: Казахстан, Киргизию, Беларусь, Узбекистан. Продажи в России будет курировать офис в РФ, однако на этот рынок мы также будем рады поставлять препараты украинского производства.

– До какой степени завод в Украине будет интегрирован в систему производства Acino Pharma?

– Какой-то масштабной интеграции в структуру нашей компании у украинского офиса не будет. Мы ведь не вели здесь бизнес раньше, а просто приобрели местные активы. Мы позволим украинскому подразделению быть достаточно независимым [в части принятия решений], хотя и внедрим свою модель управления, свои принципы формирования сети поставщиков, контроля качества, подбора персонала и т.д. Конечно же, наша украинская «дочка» будет развиваться в соответствии с корпоративной политикой компании.

– Долгое время проработав в России, какие особенности фармацевтических рынков стран СНГ вы можете выделить?

– По сравнению с Западом, в бывших республиках Советского Союза очень мало программ компенсации издержек на лекарства, которые финансировались бы государством или работодателями. В странах СНГ 70-80% или еще больше расходов на медикаменты покрывается из кармана домохозяйств – государство финансирует закупки только критически необходимых препаратов для лечения самых острых болезней: рака, ВИЧ, острых инфекционных заболеваний, диабета.

Во-вторых, по сравнению с тем же Западом расходы на медикаменты на душу населения в этих странах очень низкие. Само собой, большую роль здесь играет состояние экономики,  уровень доходов граждан и развития системы социального страхования. Большинство медицинских препаратов, которые продаются на Западе, в Украине также доступны и зарегистрированы. Проблема только в их цене.

Из других особенностей фармацевтических рынков в странах СНГ можно отметить также крупную долю безрецептурных препаратов в продажах (40-50% всех объемов) и большой удельный вес рекламы в расходах производителей.

– По вашим оценкам, какой удельный вес в выручке Acino Pharma потенциально может занимать выпущенная в Украине продукция?

– В течение следующих пяти лет здешнее производство должно обеспечивать 15-20% наших продаж. Однако в этом отношении многое зависит от наших возможных приобретений в других странах. С ростом самой компании доля Украины в производстве может снизиться.

Читайте также

ЕБРР поддерживает украинского производителя генериков Фарма Старт

ЕБРР поддерживает украинского производителя генериков Фарма Старт

21.12.16
4610
Стартует первый за историю страны национальный конкурс «Предпринимательский талант Украины 2012»

Стартует первый за историю страны национальный конкурс «Предпринимательский талант Украины 2012»

13.07.12
4610

"КП" исследовала, чем обернется для Украины подписание соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС

03.04.12
4610