Кроме того, победитель получает ощутимые нематериальные инвестиции - улучшает имидж и уровень доверия к своему бизнес-проекту. В этом году в лондонском конкурсе приняли участие около шести тысяч компаний со всего мира, а победу одержало всего четыре. Среди них - украинский стартап TRData. Кстати, молодая компания, основанная в 2009 году, - единственная в списке победителей из Украины.
"Это был наш первый опыт такого приоткрывания дверей в мир венчурного капитала. Мы все очень волновались, и я очень рад, что в конце этот опыт оказался приятным. Кроме небольшой инвестиции и бесплатных эксклюзивных сервисов еще на сто с лишним тысяч долларов, Seedcamp - это также своеобразный сертификат качества при общении с любыми потенциальными инвесторами и сильная школа "боевого мастерства" для стартаперов. Кроме того, пройти конкурс и быть среди четырех компаний, выбранных из шести тысяч, - само по себе не может не радовать", - рассказывает "Дню" директор компании Антон Пасечников.
Основной бизнес TRData - это информационно-финансовый терминал для профессиональных трейдеров - банкиров, работников фондов, казначеев. Системой пользуются уже более ста банкиров. Кроме этого, более ста банков и финансовых организаций предоставляют компании свои данные в реальном времени. "Мы собираем, анализируем и предоставляем данные из очень сложных рынков в режиме реального времени, так сказать, "в прямом эфире". Такой продукт является главным источником дохода финансовой империи Майкла Блумберга - владельца 22-миллиардного состояния и мэра Нью-Йорка. Однажды, выступая перед молодыми предпринимателями на конференции, Майкл призвал не бояться бросать вызов крупным компаниям. Мы на конференции не были, но на призыв откликнулись", - объясняет директор компании.
Интересно, что оба основатели компании - Антон Пасечников и Сергей Котляров - закончили London Business School, где и познакомились. Там же им пришло в голову создать удобную информационную систему для трейдеров, которая предлагала бы такие услуги, как Блюмберг и Рейтерс, но гораздо дешевле. Компании сначала решили создавать как украинскую. "Наша компания была основана в Великобритании, но поскольку мы с Сергеем оба родились в Украине, то разработку продукта было решено делать в Киеве. Украина же стала и нашим первым рынком. Поэтому мы считаем себя украинским стартапом", - объясняют основатели компании. Команду сформировали из молодых и активных украинских специалистов, попытавшись создать для них оптимальные условия работы, "атмосферу и культуру, которая существует лишь в Силиконовой Долине".
"У нас в компании свободный рабочий день, возможность работать из дома, холодильник с бесплатным пивом и напитками прямо в офисе. Формальностей - минимум. Мы всегда идем навстречу нашим сотрудникам, считаем каждого из них своим партнером. И отношение со стороны членов команды к нам такое же. Это важно, ведь работать приходится катастрофически много, а значит, работа должна быть интересной и приносить удовольствие", - объясняет господин Пасечников.
Сейчас, одержав победу на Seedcamp London 2012, молодая компания получила "пакет" ощутимых результатов: прямой доступ к инвесторам, обмен опытом, подготовку к инвестиционным раундам, освещение в блогах и ведущих технологических интернет-изданиях. "Нагрузка огромная: практические советы и индивидуальные тренинги, переговоры с фондами, переписка с новыми знакомыми. Только за первые два дня Seedcamp удалось познакомиться, получить советы и лично пообщаться с более чем ста замечательными людьми", - делится впечатлениями директор TRData. Ожидаемые 50 тысяч евро инвестиций компания планирует вложить в свое развитие, в улучшение продукта и региональное расширение.
Победа украинского стартапа принесла положительные результаты не только самой компании, но и в определенной степени всему украинскому бизнесу. "Мы - красивая страна с огромным потенциалом и богатыми ресурсами - природными и человеческими. Я считаю, что наша победа - это очередное подтверждение возможности реализации этого огромного потенциала. Я буду очень рад, если узнаю, что благодаря нам отношение некоторых инвесторов к Украине хоть немного улучшилось, - говорит Антон Пасечников. - Если не вдаваться в подробности, то Украину хорошо знают, и общий имидж у страны все же больше положительный, чем отрицательный. "Хорошая страна, в которой очень много умных людей", - так сказал мне представитель одного из крупнейших венчурных фондов. В общем, на Западе (и на Востоке) от украинцев ждут больше красивых побед".
Другое дело, что некоторые компании не только не готовы к победам, но даже не пытаются приблизиться в своей работе к общемировым стандартам. Выходить на международный уровень - это играть по совершенно другим правилам, нежели это часто принято в Украине. А некоторые просто не верят в свои силы или не готовы бороться с трудностями.
"Развитие технологического стартапа - это очень тяжелая, изнурительная морально и физически круглосуточно-круглогодичная работа. Гораздо проще этого не делать никогда. А начав, легко бросить и жить, как раньше. Мне кажется, украинские компании недостаточно пытаются и недостаточно верят в себя. Или очень рано бросают хорошие идеи и теряют веру. А зря. Стив Джобс однажды сказал, что проблема "не в том, что слишком много людей открывают свои компании, а в том, что слишком много людей не держатся за них потом", - заключает Пасечников.
По материалам: День