О сделке и процессе интеграции говорит Геннадий Радченко, директор по корпоративным вопросам Nestle в Украине и Молдове: «Приобретения – стратегия развития Nestle S.A.; любой бренд-лидер в категориях продуктов питания или напитков в любой стране является для нас потенциальным кандидатом на покупку.
Покупкой Технокома непосредственно занимались сотрудники штаб-квартиры корпорации: вели переговоры, изучали актив. Есть специальное подразделение M&A. При необходимости привлекались сотрудники отдела, занимающегося кулинарией, а также внешние финансовые и юридические консультанты. Подобные сделки всегда проходят непросто, договоренности продавца и покупателя мало. Так, в данном случае последним документом, после которого мы публично объявили о покупке, стало разрешение на сделку антимонопольного комитета Словакии. Если бы его не было получено, то сделка могла бы и не состояться.
Цена актива состояла из двух частей. Первую уплатили сразу, вторую несколько позже – она была уточнена после того, как покупатель зашел на предприятие и осмотрелся. Такая структура является распространенной мировой практикой.
Сейчас между Нестле Украина и Технокомом налажены братские отношения, поскольку у них один владелец. Но Нестле Украина выполняет функции штаб-квартиры группы в стране, то есть здесь принимаются стратегические, маркетинговые решения. Кроме того, она занимается подбором новой управленческой команды Технокома. Например, техническим директором фабрики был назначен бельгиец в силу того, что большинство процессов нужно было приводить к корпоративным нормам и правилам, а для этого их необходимо знать не по книжке. Многие вещи приходят с опытом.
Сейчас объединены торговые команды, в ближайшее время и юридически продажи будут переданы от Технокома в Нестле Украина. Уже фактически объединены закупки, маркетинговые коммуникации. Много было сделано для повышения безопасности труда. Вместе с сотрудниками фабрики мы провели оценку рисков, по результатам которой разработали план действий по «большой пятерке» угроз: высотные работы, работы с электрооборудованием, разделение потоков пешеходов и транспорта, работы с подрядными организациями, LOTO (LockOut (блокиратор)/TagOut (информационная бирка) – комплексные решения для организации безопасных условий проведения ремонтных/сервисных работ. – Прим. ред.). Внедрили политику по экономии энергоресурсов и воды, организовали процесс разделения отходов. Следующей задачей является подготовка к сертификации OSHAS 18001 (Occupational Safety and Health Administration).
Большое внимание уделяется развитию украинских поставщиков, для чего проводятся их аудиты, оказывается помощь для достижения ими требований Nestle. Мы работаем с местными поставщиками муки, масла, мяса, овощей и упаковочных материалов.
В структуре Технокома также произошли определенные изменения: значительно расширился отдел развития новых продуктов, появились специалисты в сфере упаковки, были созданы отделы оптимизации производства и финансового контроля. Теперь все новые и обновленные продукты выпускаются на рынок только после прохождения теста потребителей. Мы считаем, что продукт может появиться на полках магазина только в том случае, если не менее 60% тестируемых потребителей выбирают наш продукт. Если этого нет, то рецептура отправляется на улучшение. Среди инноваций можно отметить такой продукт, как «Мивина Домашняя», который уже успели полюбить потребители.
За первые полтора года предприятие успешно прошло корпоративный аудит и аудит TESCO, подтвердившие, что Техноком выпускает безопасную и высококачественную продукцию. Теперь по кодировке на пачке «Мивины» можно легко узнать, какие партии, какого сырья были использованы в производстве.