Бывший хирург-травматолог Георгий Рагозин в 2004 году приехал в Южную Африку поохотиться. Там ему понравилось, и спустя некоторое время он перебрался в ЮАР с семьей. Теперь у него собственное хозяйство на 15 000 га с возможностью охоты на всех крупных африканских животных и оборотом $1 млн в год. Самой большой проблемой для бизнеса он называет менталитет русских клиентов, которым приходится объяснять, что ЮАР — вовсе не отсталая страна.
Рагозин не лукавит. В рэнкинге Всемирного банка ЮАР находится на 35-м месте по простоте ведения бизнеса — выше, чем все страны БРИК, из которых самую высокую позицию занимает Китай — 91-е место. Почему еще ЮАР может быть привлекательной для инвесторов?
«Мы пришли в Африку в 2005 году, и у нас был абсолютно прагматичный подход», — вспоминает Владимир Кремер, управляющий директор компании «Ренова». По его словам, в пустыне Калахари сосредоточено 80% мирового запаса марганцевых руд. Сырьевые компании вынуждены приходить в Африку, ведь это единственный континент, где остались не просто неразработанные, а неразведанные месторождения.
ЮАР — своего рода ключ ко всему Африканскому континенту. С 2002-го по 2008 год средний годовой прирост ВВП стран Африки был вторым в мире — 6%. Консалтинговая компания Accenture ожидает, что такие темпы сохранятся до 2020 года.
Таким образом, в ЮАР инвесторы могут отыгрывать две идеи. Первая — ставка на сырье, цены на которое будут расти за счет спроса со стороны других развивающихся рынков, в частности Китая. Вторая идея — рост потребления африканского населения. Потребительские расходы в странах Африки южнее Сахары составили в 2010 году $600 млрд и достигнут $1 трлн в 2020 году. На ЮАР и Нигерию приходится половина потребления Африки южнее Сахары. Конечно, суммы несопоставимы с объемом потребления на развитых рынках. В США потребители тратят $10 трлн в год, но темпы роста куда ниже.
Фонды и акции
Южноафриканские акции пострадали от распродаж в конце 2011 года меньше, чем акции компаний из стран БРИК, потеряв в нижней точке около 13% с начала мая 2011-го. РТС с тех пор упал на 40%, Hang Seng — на 32%, Bovespa — на 25%, Sensex — на 22%. По оценкам HSBC, рынок ЮАР имеет 12%-ный потенциал роста в течение 2012 года. Ожидания Credit Suisse — 11%. Индекс MSCI EM EMEA может, по прогнозам инвестбанков, прибавить 23%. Словом, тем, кто инвестирует в акции или фонды из ЮАР, следует запастись терпением.
Фонды, ориентированные на ЮАР, можно купить на NYSE. Здесь торгуется два таких ETF. Первый — MSCI South Africa Index Fund — был создан в 2003 году управляющей компанией iShares. Второй — S&P Emerging Middle East & Africa — запущен в 2007 году компанией SPDR. За последние три года MSCI South Africa принес инвесторам 23,7%, а активы фонда S&P прибавили 19,51%. Пятилетняя доходность обоих фондов почти нулевая — 3,7% и 3,9% соответственно.
Акции южноафриканских компаний можно покупать непосредственно в Йоханнесбурге, где находится главная африканская биржа — Johannesburg Stock Exchange. Своим появлением в 1887 году она обязана золотой лихорадке — первоначально на ней торговались акции золотодобывающих компаний. Что покупать сегодня?
Обратите внимание на компанию Sasol. Основанная в 1950 году, она один из лидирующих в мире производителей синтетического топлива (бензина и чистого дизеля) по технологиям сжижения угля и природного газа. В ЮАР не очень много нефти, но по производству угля страна удерживает пятое место в мире (224 млн т в год). Кроме этого, Sasol занимается разведкой месторождений, производством и технологиями повышения качества сырой нефти, а также химией.
На синтетическое топливо приходится больше половины доходов компании, и эта доля вырастет в будущем. Газ и уголь, в отличие от нефти, дешевы, поэтому вложения в технологии переработки приносят хороший доход, утверждает стратег ИК «Ренессанс Капитал» в ЮАР Герман Ван Папендорп. Он советует покупать акции Sasol с целевой ценой 457 рандов ($52,4). Потенциал роста — 28%.
Еще одна рекомендация Ван Папендорпа — акции холдинга Naspers с потенциалом роста 18%. Группа компаний Naspers с выручкой около $4 млрд в 2011 году предоставляет подписку на платное телевидение и развивает интернет-проекты, аналогичные Mail.ru, в которой Naspers принадлежит 28,7% акций. И Sasol, и Naspers имеют рекомендацию «покупать» от Citigroup.
Absa Group — южноафриканская банковская группа с активами $93 млрд, контролируемая Barclays, — стала выбором аналитиков UBS среди четырех крупнейших банков страны. Акции Absa торгуются на 9% ниже целевого уровня. Еще одна идея — сектор телекоммуникаций. Международная телекоммуникационная группа MTN Group, работающая в странах Африки и Ближнего Востока, вошла в список 25 лучших крупных компаний на развивающихся рынках по версии Morgan Stanley. Потенциал роста — 17,6%.
Одни из самых недооцененных — акции компании Telkom South Africa, оказывающей полный спектр услуг связи на территории ЮАР. Morgan Stanley отмечает устойчивость баланса компании и высокие дивидендные выплаты. Последние финансовые результаты оказались ниже ожиданий рынка, акции торгуются на 55% ниже справедливой стоимости.
Риски? Во многом те же, что в России и на развивающихся рынках. Благополучие фондового рынка зависит от спекулятивного капитала и цен на сырье, которые диктует мировая конъюнктура, предупреждает Эльна Мульман, экономист ИК «Ренессанс Капитала». «Ренессанс» — единственный из российских инвестбанков, кто активно инвестирует деньги клиентов в Африку.
Валюта
Южноафриканский ранд (ZAR, валюта монетарного союза ЮАР, Свазиленда и Лесото) может напомнить инвесторам российский рубль: она также зависит от настроения инвесторов.
Ранд вряд ли послужит «тихой гаванью» для инвестора в трудные времена. Пара USD/ZAR за последние пять лет претерпевала довольно серьезные колебания. В кризис 2008 года ранд сильно ослабел к доллару — с 7 рандов до 10 рандов за доллар. Такое ослабление, впрочем, было характерно для всех валют развивающихся стран — экспортеров сырья.
К середине 2009-го ситуация вернулась к привычным 7,5 ранда за доллар. А с августа 2011 года наблюдается очередное ослабление — с 6,7 до 8,5 ранда за доллар. Прогноз Citi на 2012 год — 8,35 ранда за доллар. «Ренессанс Капитал» прогнозирует 7,91 ранда за доллар на следующие 12 месяцев и 8 рандов к концу 2013 года. Все эти прогнозы не учитывают возможный коллапс в зоне евро, в результате которого ситуация 2008 года может повториться.
Формально никаких ограничений на торговлю рандом не существует. Расчетный счет или депозит открыть довольно просто. По туристической визе вы можете открыть счет нерезидента в банке ЮАР, в том числе и мультивалютный. Для этого нужна копия паспорта, выписка с банковского счета из иностранного банка за три месяца, документы, подтверждающие доход. Минимальная сумма открытия счета — 50 рандов (около $6). Как правило, такой тип счета может пополняться в иностранной валюте, со счетов из-за рубежа.
Предприниматель Георгий Рагозин говорит, что интернет-банкинг в ЮАР — один из самых развитых в мире, причем в крупных местных банках вроде Standard Bank или Absa сервис куда лучше, чем в филиалах иностранных банков. Ставки по годовым депозитам в рандах — на уровне 5,2–5,5% годовых. Инфляция в республике в 2011 году составила 5%. Рагозин предупреждает, что затруднения возникают при переводе денег из ЮАР в другую страну, оплате услуг и покупок через банк: в этом случае его просили предоставить документы, подтверждающие назначение платежа, например договоры.
Недвижимость
Весь цивилизованный рынок недвижимости в ЮАР сосредоточен в двух городах — Кейптауне и Йоханнесбурге, рассказывает Игорь Индриксонс, владелец портала о недвижимости Indriksons.ru. В основном здесь продаются апартаменты, дома можно купить гораздо реже. Например, за дом в Йоханессбурге площадью 450 кв. м. в марте этого года просили $280 000.
С 2002-го по 2006 год цены на жилье росли на 20% ежегодно, но бум сошел на нет после принятия в 2006 году закона, ужесточившего выдачу ссуд на покупку жилья. Такие меры были приняты из-за роста неплатежей по кредитам. Теперь местному жителю при получении кредита необходимо внести 10% стоимости жилья, но, так как большая часть населения живет за чертой бедности, даже такой взнос собрать довольно сложно. Ограничений на покупку жилья иностранцами нет, но ипотечный кредит нерезидент может получить только после внесения уже 50% стоимости недвижимости.
Кризис только ухудшил положение дел на рынке недвижимости. «Одиночный всплеск цен вызвал XIX чемпионат мира по футболу, но затем цены снова оказались в тупике», — отмечают аналитики Global Property Guide. С 2010 года недвижимость приносит отрицательную реальную доходность. По прогнозам Absa Group, в 2012 году средние цены подрастут примерно на 2–3% при инфляции 6%.
В ценах на жилье высока доля расходов на безопасность. «Только в Южной Африке можно увидеть забор с десятью степенями защиты», — говорит Игорь Индриксонс. Создают ли высокие риски высокую доходность? В данном случае нет. Годовой доход от сдачи в аренду апартаментов бизнес-класса площадью 220 кв. м в Кейптауне составляет 5–6% — такую же доходность можно получить в Великобритании.
Можно сделать ставку на гостиничный бизнес. По данным статистического бюро Южной Африки, число иностранных туристов выросло с 6 млн человек в год в начале 2000-х до 12 млн. Впрочем, лишь не более пятой части туристов приезжают с других континентов. Из них больше всего из Великобритании (20%), США (13%) и Германии (11%). Граждан России в 2011 году в ЮАР побывало немного — около 10 000 человек. Но все еще впереди. Это направление сейчас активно осваивают китайцы — прирост туристов из КНР в 2011-м составил 28%.
Чтобы купить гостиницу или открыть бизнес, придется зарегистрировать компанию. Для этого потребуется 2–4 недели, за исключением тех случаев, когда нужно зарегистрировать ЗАО (closed corporation): в этом случае оформление займет примерно 4 месяца. В партнеры придется брать юриста из ЮАР — таково требование законодательства. Есть ли коррупция? Рагозин рассказывает, что взятки способны лишь затянуть в общем несложные процедуры прохождения документов: чиновники будут ждать дополнительных денег.
Ментально южноафриканцы близки к русским, говорит Кремер из «Реновы». Старшее поколение помнит о теплых отношениях Африки и СССР и позитивно воспринимает российские проекты. Например, президент ЮАР Джейкоб Зума проходил стажировку в СССР. «Я думаю, что развитие Южной Африки сейчас предвещает начало большой истории роста. Страна на подъеме», — уверен Кремер.
По материалам: Forbes