Где взять деньги для реализации креативного проекта?

Где взять деньги для реализации креативного проекта?

За 45 дней Игорь Замлинский и Глеб Поляков получили от любителей кофе $370 000 на свой стартап — кофемашину

Проект двух русских студентов, живущих в Америке, вошел в десятку самых финансово успешных проектов на Kickstarter — краудсорсинговой платформе, где можно собрать деньги на реализацию креативной идеи, если она понравится другим пользователям. Там 25-летний Игорь Замлинский и 23-летний Глеб Поляков получили $370 000 на реализацию своей идеи. За 45 дней их стартап поддержали более 1500 человек с разных концов земного шара. «Секрет нашего успеха прост: мы создали то, о чем мечтали сами, по цене, которая доступна многим. Представьте себе кофемашину, которую можно самостоятельно перепрограммировать при помощи домашнего компьютера: повысить температуру воды, изменить давление. В мире полно кофеманов, которые хотят этим заняться», — рассказывает Глеб.

Он и сам один из таких гурманов. Однако, как и многие любители кофе, столкнулся с насущной проблемой: приличную кофемашину не купишь дешевле $700. «Тогда мы с Игорем подумали: почему она стоит так дорого? Мы все просчитали, но так и не нашли этому объяснений. И так как платить 700 баксов не хотелось, мы решили сделать себе кофемашину сами. А спустя какое-то время подумали: быть может, это идея для бизнеса?».

Пожертвовали дизайном

Глеб и Игорь общаются между собой исключительно по-английски, хотя оба по-прежнему считают себя русскими. Их родители эмигрировали в Америку в начале 1990-х, и, оказавшись соседями, мальчики стали сначала друзьями, а теперь и компаньонами по бизнесу. Сейчас Игорь, выпускник Политехнического университета Вирджинии, готовится к получению степени магистра в сфере машиностроения. Глеб изучает физику в Технологическом институте Джорджии. И попутно помогает вести дела своей маме — она держит в Атланте небольшое кафе европейской и русской кухни. Держатели таких кафетериев — еще одна категория потенциальных клиентов Глеба и Игоря. Однако в первую очередь машина, названная по инициалам создателей ZPM Espresso, ориентирована на домашнее использование.

«Сейчас на рынке существует два типа эспрессо-машин. В моделях, предлагаемых по доступным ценам, нет хорошего механизма контроля температуры и давления. То есть эти показатели постоянно «плавают», поэтому качество кофе невысокое, — рассказывают изобретатели. — Если вы серьезно интересуетесь кофе, вам приходится смотреть более продвинутые модели, а цены на них зашкаливают».

Русским инженерам удалось создать аппарат, который соответствует обоим этим требованиям: небольшая цена (розничная стоимость кофемашины не будет превышать $400) и высокое качество кофе. Гордостью изобретателей стал модифицированный термоблок, который обеспечивает мгновенное переключение между приготовлением кофе и подачей пара, а также осуществляет быстрый нагрев и поддержание нужной температуры воды. А главная инновация — встроенный ПИД-регулятор, который обычно не используется в кофемашинах этой ценовой категории. Регулятор помогает зафиксировать температуру и давление во время приготовления «шота».

«Конечно, чтобы сократить цену, было необходимо чем-то пожертвовать. Главным образом, мы сэкономили на дизайне, — рассказывают изобретатели. — Гладкость и обтекаемость форм, присущая большинству кофемашин, стоит больших денег. Сделать машину из металла с плоскими поверхностями и острыми углами — намного дешевле. И работать с ней гораздо проще для нас».

Альтернатива лизингу

На инженерные разработки и создание финального прототипа изобретателям потребовалось около двух лет, еще полгода — на подготовку бизнес-плана. От мысли о поиске инвестора парни отказались практически сразу. «Инвесторам нужна доля в бизнесе, и немаленькая. А мы хотели сохранить контроль, насколько это возможно», — поясняет Игорь.

Идея попробовать собрать недостающие средства при помощи краудфандинга изначально воспринималась скорее как потенциальная альтернатива лизингу. Кроме того, это был хороший шанс «забросить удочки» в сообщества кофеманов. «Мы установили желаемую сумму — $20 000. Эти деньги были необходимы на покупку оборудования, — рассказывают предприниматели. — И представьте наше удивление, когда на следующее утро мы увидели, что $20 000 уже собраны».

Заявив о будущей розничной цене $400, пользователям Kikstarter предложили приобрести ZPM Espresso за $200. После того как первые 450 аппаратов были проданы, цену подняли до $300, а затем и до $350, но интерес к предложению не угас.

Стремительность такого успеха — во многом заслуга социальных сетей, уверены Игорь и Глеб. Более 2000 «лайков» появилось через Facebook, ссылки на Kickstarter и описание проекта ZPM Espresso люди ставили в своих блогах и твиттере. Сообщество кофеманов — аудитория узкая и сплоченная. К тому же дотошная. На изобретателей шквалом посыпались вопросы о мельчайших тонкостях работы кофемашины. Ежедневно на общение с потенциальными покупателями уходило не менее четырех часов. А в дальнейшем было принято решение взять в команду еще двух человек, которые будут ответственны за коммуникации с клиентами.«Такой высокий спрос заставил нас задуматься о проблемах, которые, как нам казалось, не коснутся нас еще долгое время. По сути, весь наш бизнес-план потребовал переработки, потому что мы рассчитывали на 50-100 заказов на данном этапе, а сейчас их у нас больше тысячи».

Чтобы сделать товар более универсальным и обеспечить возможность ремонта в любой точке мира (на данном этапе продукция не имеет гарантийного обслуживания), кофемашины собирают из самых массовых запчастей, выпускаемых крупными фирмами и продаваемых в розничных магазинах. До успеха на Kickstarter Глеб и Игорь планировали самостоятельно закупать детали в торговых точках. Однако при такой величине спроса встала необходимость формирования налаженных каналов поставки.

Кроме этого, предпринимателям понадобилось помещение, где будут собираться и храниться кофемашины. Сборка ZPM Espresso производится вручную. «Собрать их собственными усилиями уже не получится — на каждую машину нужно потратить около часа. Думаю, мы наймем несколько студентов, которые будут помогать нам выполнять эту работу. В любом случае сейчас ручная сборка — это дешевле для нас, чем переход к автоматизированному производству».

Начать розничную продажу кофемашин создатели планируют через год: скорее всего, продажа будет осуществляться через сайт компании, Amazon.com и местные кофешопы.

Кофейная Википедия

Еще одно ноу-хау, которое хотят привнести на рынок изобретатели, — это открытое программное обеспечение для кофемашин. Политика открытого кода позволит кофеманам самостоятельно вносить изменения в программу, менять настройки, а следовательно, экспериментировать с режимами варки и вкусом напитка.

Для реализации этой идеи создатели взяли за основу аппаратно-вычислительную платформу Arduino. Эта платформа пользуется огромной популярностью во всем мире благодаря удобству и простоте языка программирования, а также возможности корректировки кода через USB без использования программаторов. «Говоря откровенно, мы не самые хорошие программисты на свете. Есть люди, которые разбираются в этом гораздо лучше, чем мы. Так почему бы не дать им шанс самим покопаться в настройках?» — рассуждает Глеб.

Желание корректировать код самостоятельно не раз было озвучено потребителями как на специализированных сайтах, посвященных кофеварению, так и на самом Kickstarter. В дальнейшем изобретатели кофемашины планируют открыть форум, где пользователи смогут обмениваться кодами и обсуждать возможности его усовершенствования.

«Мы хотим создать нечто, что будет жить своей жизнью, подобно Википедии. Есть готовая основа, и есть люди, которым интересно ее дорабатывать. Новые и новые пользователи будут вносить свой вклад в эту программу, и в результате они придут к чему-то такому, что мы сейчас не можем даже представить».

Создатели аппарата уверены, что кофеварение — отличная почва для внедрения инноваций. Уже известно, что следующим шагом станет разработка приложения для Android, позволяющего управлять ZPM Espresso с мобильного телефона. По прогнозам создателей, оно станет доступно пользователям в 2013 году.

Forbes

Читайте также