Стартап FindGuru — это пример команды, которая за четыре месяца работы в бизнес-инкубаторе изменила не только первоначальную идею, но и рынок.
"Умные" деньги EastLabs заставили Кирилла Бигая, Тараса Галковского, Дмитрия Волошина и Романа Апостола два раза менять бизнес-идею. В итоге концепция поиска и покупки курсов в Интернете превратилась в модель онлайн-образования, рассказывает СЕО проекта Кирилл Бигай.
"Я сам столкнулся с такой проблемой. Если я хочу заниматься каким-то спортом либо изучать язык, и у меня в принципе не много времени, было бы здорово, искать конкретные группы по времени. Идея доросла во время Startup Weekend в Москве", — рассказывает Бигай. Осенью на одной из конференций он познакомился с партнером EastLabs Ольгой Бельковой, и после переговоров команда попала в бизнес-инкубатор.
Коллега Бигая разработчик ПО Тарас Галковский говорит, что первоначальная идея касалась упорядочивания курсов. Однако после того, как предприниматели исследовали украинский рынок, то поняли, что переоценивали его.
"Как раз в это время благодаря EastLabs у нас произошла интересная встреча с инвесторами из Бостона. Это наши бывшие соотечественники, переехавшие туда и набравшиеся там опыта. В результате переговоров с ними выяснилось, что они тоже очень заинтересованы в рынке образования в США", — рассказывает Галковский.
Рынок Америки оказался интереснее
Сейчас FindGuru реализует на своей площадке модель онлайн-подготовки к итоговым школьным экзаменам в США (аналог внешнего тестирования в Украине). При этом продавать собираются не просто отдельные уроки, а пакетные предложения — комплексную подготовку к экзаменам. Команда находится на этапе второго раунда инвестиций и собирается выручить до 200 тысяч. долларов.
На вопрос, почему киевские предприниматели, получившие деньги украинского инвестора, переориентировались на западный рынок, Бигай отвечает, что команда столкнулась с некоторыми неразрешимыми проблемами. Например, из-за слабого распространения платежных инструментов, на украинском сайте тяжело организовать онлайн-оплату курсов, а если это и сделать, большинство потенциальных потребителей все равно не станет платить. При этом американская аудитория уже преодолела этот барьер.
"Рынок Америки намного интереснее. Там нет никаких проблем с "пейментом", там у всех есть карточки, все готовы платить, это давно пройденная история, там люди более активны и готовы общаться через тот же Skype, и в целом рынок намного больше, чем в Украине. Раз в 100 больше", — говорит Бигай.
В родной стране команда собирается реализовать техническую часть продукта, а для наполнения его контентом менеджеры и маркетологи поедут в США.
"Для разработки всего этого в Украине нужно намного меньше денег, в 2-3 раза", — поясняет Галковский.
Чему научились в EastLabs
FindGuru прошли нелегкий путь в инкубаторе. Однако, это был путь открытий, признается Бигай.
"EastLabs показал много инструментов для понимания бизнес-модели, маркетинговой стратегии, для понимания построения продукта, подготовки презентаций, бизнес-планов.Если бы не EastLabs, то мы бы даже не познакомились. Он дал нам поддержку в начале пути и взял на себя многие риски", — говорит предприниматель.
Его коллега добавляет, что самое главное, что дает работа в бизнес-инкубаторе — доступ к идеям. "Люди, которых приглашали сюда, менторы, инвесторы, в обычной жизни я бы их не встретил", — рассказывает Галковский, вспоминая, как делали совместно с менторами бумажные прототипы продукта, тестировали это на пользователях.
В акселераторе идет очень напряженная работа — специалисты отдают этому почти все свое время. "Тот факт, что у нас несколько команд здесь — это большой плюс. Это очень помогает и мотивационно и технически. Не то, чтобы соревнования, но чувство плеча", — говорит Тарас.
Чтобы повторить путь команды FindGuru, нужно приходить в EastLabs "с горящими глазами", советуют стартапщики. Кроме этого, оно рекомендуют начинающим не пытаться сразу охватить все и сделать готовый продукт.
"Нужно брать какую-то гипотезу, строить минимальное решение, если гипотеза подтвердилась — делать следующую надстройку. То есть не строить сразу продукт, а начинать с элементарных шагов и тестировать как можно раньше, и более того, начинать общаться с пользователем еще до того, как продукт начинает создаваться", — говорит Бигай.
В планах команды — завоевать рынок Америки, а после этого масштабировать проект в Европе и странах СНГ.
По материалам: «Дело»