Марк Кубан (Mark Cuban) утверждает, что начал свою предпринимательскую карьеру в возрасте 12 лет, продавая мусорные мешки. После серии самостоятельно запущенных проектов во времена учебы в колледже Кубан основывает компанию MicroSolutions, которую он продал фирме CompuServe в 1990 году. Затем в течение пяти лет он выступает со-основателем компании Broadcast.com, которую Yahoo Inc приобрело в 2000 году примерно за $6 млрд. Сегодня, в возрасте 52 лет, Кубан известен как владелец баскетбольной команды Mavericks из Далласа и председатель кабельной сети HDNet.
Кубан предлагает свои три топ-совета, как преуспеть в мире малого бизнеса.
1. Относитесь к своим клиентам так, будто бы они владеют вашим бизнесом. Потому что это так и есть.
Согласно Кубану, неважно, насколько большим станет ваш бизнес, вы никогда в реальности им не владеете. Ваши настоящие владельцы – это ваши клиенты. «Это легко - быть внимательным и уважительным к потребителям, представлять себя на их месте и понимать, как вы можете помочь им еще до того, как они попросили вас о помощи. Это легче, чем исправлять уже испорченные отношения с клиентами», - говорит Кубан.
Для поддержания удовлетворенности потребителей очень важно быть доступным. «В каждом из своих бизнесов я заботился, чтобы у моих клиентов был мой e-mail и они могли связаться со мной напрямую, - объясняет Кубан. - Я опубликовал свой e-mail на национальном телевидении. Потребители всех наших услуг могут и действительно шлют мне сообщения со своими вопросами и комментариями. Каждое из писем – это возможность укрепить отношения с клиентами и заполучить новых потребителей. Я шокирован тем, что многие предприниматели не поступают точно также»
2. Найди свои слабости до того, как их найдут конкуренты.
Не достаточно просто представить свою бизнес-идею на рынке. Согласно Кубану, вы должны быть на шаг впереди конкурентов, которые пытаются отобрать вашу долю рынка. «Если ваш бизнес соперничает с одним из моих, я постараюсь вас выжать из бизнеса, - говорит он. - При этом я предполагаю, что вы пытаетесь сделать то же самое со мной. Поэтому я всегда стараюсь смотреть на каждый из моих проектов глазами конкурентов. Я размышляю примерно так: если бы я хотел устранить эту компанию из бизнеса, как бы я поступил? Если бы я хотел отобрать у нее клиентов, что бы я сделал?»
3. Лучший капитал стартапа – это так называемый «выстраданный капитал».
«Когда запускаешь бизнес, там нет места для отговорок. Недостаток денег или нехватка запаса профессиональных связей никогда не должны стоять на пути», - говорит Кубан. «Как никто другой, опытные предприниматели делают инвестиции временем в изучение своей индустрии и бизнеса, - добавляет он. – Они понимают, что в качестве топлива им нужна только лапша быстрого приготовления, макароны и сыр. Каждая копейка, которая придет к ним в результате этой ночной работы, пойдет на инвестирование в бизнес».
Кубан говорит, что знает очень хорошо обо всех жертвах ради дела. «Когда я начинал MicroSolutions, я только что был уволен со своей последней работы и жил в четырех-комнатной квартире с другими пятью парнями, - вспоминает он. – Я спал на полу. Моей едой был остывший куриный обед за $1,29 из Tom Thumb... Но это позволяло мне оставаться сфокусированным на том, чтобы превратить MicroSolutions в 30-миллионный бизнес».
Источник: unova