«Памбукян с российскими партнерами предлагает за «Армавиа» $55 млн, – говорит источник, не раскрывая имена инвесторов из России, претендующих на актив. – До конца года компания может быть продана».
«Армавиа» – единственная авиакомпания Армении. Воздушный парк перевозчика, по данным сайта компании, состоит из трех самолетов Airbus A319, трех Airbus A320, трех CRJ-200LR, одного Як-42 и одного Sukhoi Superjet 100 (в скором времени в парк поступит второй SSJ-100). Компания создана в 1996 году, в 2005 году весь пакет акций перешел к президенту «МИКА Лимитед» Михаилу Багдасарову. Компания выполняет более 100 рейсов в неделю более чем по 40 направлениям в 20 стран.
$55 млн – слишком большие деньги за «Армавиа», удивлен источник в отрасли.
В последний год «Армавиа» испытывала значительные финансовые сложности. В марте Росаэронавигация прекращала обслуживание самолетов армянского перевозчика из-за задолженности. У компании был долг и перед ереванским аэропортом Звартноц. Весной после переговоров с руководством аэропорта «Армавиа» взяла обязательство погасить долг перед Звартноцем в размере $5,3 млн до сентября этого года. Кроме того, источники в авиакомпании говорили о задолженности по зарплате (в некоторых случаях это были долги за 7 месяцев) и перед коммерческими банками.
В конце июня газета «Армянское время» сообщила, что самолет «Армавиа» удерживается в Чехии: авиавласти страны требуют от «Армавиа» погасить долг в $800 тыс. за ремонт машины. Но в авиакомпании тогда заявили, что «самолет находился в ангаре, в котором вспыхнул пожар, в результате чего воздушное судно пострадало и было в дальнейшем отремонтировано», платить за этот ремонт дополнительно в компании не собирались.
Памбукян – совладелец компании MaxGroup с головным офисом в Ереване. Концерн – одна из крупнейших торгово-промышленных структур Армении, занимается в числе прочего импортом бензина и дизельного топлива в республику. С тех пор как Памбукян ушел из политики и уехал из Армении в Москву, появилась информация о том, что он вышел из MaxGroup, сосредоточившись на бизнесе в России и Европе.
Ни в «Армавиа», ни сам бизнесмен не смогли прокомментировать информацию об этом предложении.
«К 2013 году истекает соглашение между правительством Армении и «Армавиа», по которому «Армавия» сохраняет за собой фактический монополизм в сфере авиаперевозок в Армении, – напоминает Григорий Назарян, бывший советник начальника Главного управления гражданской авиации Армении (ГУГА). – Что дальше - неизвестно».
Но пока авиавласти Армении ведут переговоры с Росавиацией, отстаивая интересы перевозчика. Регулирование частотности сообщения (количества рейсов в неделю) между двумя странами отменено еще в декабре 2009 года. В апреле 2012 года Россия предложила Армении снять ограничения на линиях между двумя странами в принципе – и по частоте полетов, и по количеству назначенных перевозчиков, и по пунктам назначения. Но армянские власти, напротив, предложили ограничить число назначенных перевозчиков до двух авиакомпаний с каждой стороны, а также ограничить число рейсов между Москвой и Ереваном до 42 в неделю, на остальных линиях – до 3 рейсов в неделю.
На маршруте Москва — Ереван работают три российские компании – «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь» – они совершают 49 рейсов в неделю, на других линиях между Россией и Арменией – от трех и более рейсов еженедельно. От Армении летает только «Армавиа».
В конце июня в Ереване прошел новый раунд переговоров. Российские представители не отступили от заявленной позиции и продолжают настаивать на либерализации сообщения, сказали в Главном управлении гражданской авиации Армении. Но либерализация в объеме, предложенном Россией, неприемлема для Армении и с экономической, и с государственно-стратегической позиции, пояснили в ГУГА. По итогам консультаций принято решение провести детальный анализ рынка, рассмотреть объем перевозок по направлениям, частотам, перевозчикам и вернуться к обсуждению в августе.
«Конкурировать с российскими авиаперевозчиками «Армавии» крайне сложно, – уверен Назарян. – Либерализация приведет к вытеснению «Армавиа» на линии Ереван – Москва вообще, а это треть всего объема авиаперевозок из Армении». Армении необходимо сохранить независимость национальной авиакомпании: у республики нет выхода к морю, сохраняются напряженные отношения с соседними государствами, железнодорожное сообщение ограничено, поясняет эксперт.
По материалам: Компаньон