Стартаперы должны разработать грамотную стратегию работы с инвестором

Стартаперы должны разработать грамотную стратегию работы с инвестором

Председатель правления в инновационно-инвестиционном центре «Фонд перспективного планирования» Вячеслав Бычков рассказал о том, как стартаперу выстроить грамотную стратегию при работе с венчурным ...

Сегодня многие стартаперы обивают пороги венчурных фондов, добиваясь финансирования своего проекта. Однако, далеко на все стартап-команды представляют себе, как собственно они собираются взаимодействовать с инвестором, если они сумеют найти такового.
Здесь описаны основные советы стартаперам о том, как работать с инвестором. Основные требования к поведению основателей компании составлены на основе требований одного их фондов, с которым я веду сотрудничество и наблюдаю за процессом отбора его компаний.
Очень часто к инвесторам поступают заявки, которые просто нельзя было рассматривать. Иногда стартаперы серьезно считают, что для получения инвестиций им достаточно прислать свое резюме и ждать подтверждения сделки от инвестора. Кроме того, многие разработчики совершенно серьезно «угрожают» потенциальному инвестору – они требуют финансовую и контактную информацию об инвесторе, чтобы тот доказал наличие средств для инвестирования прежде, чем основатель стартапа соберется рассказать ему, какой именно проект он представляет и существует ли он вообще.
Некоторые стартапы можно назвать «рыбаками», которые пытаются найти информацию о любом инвесторе, чтобы использовать эту информацию для своих личных целей – к примеру, продать эту информацию под соусом « у меня есть прямая связь с Инвестором». Таким образом у вас получится связаться с некоторыми инвесторами, но вы разрушите свою потенциальную возможность, потому что такие навязчивые стартаперы обычно не понимают, как вести себя с компетентным инвестором или какую информацию ему необходимо предоставить.
Так что совершенно не удивительно, что многие стартаперы так и не получают ответы на свои запросы…
Причина простая – инвесторы не глупцы, а многие стартаперы не подготовлены. Тогда как новаторы должны продемонстрировать инвестору, почему он должен заключить сделку именно с ним, найти способ выделить именно свой проект из сотни похожих. Инвестора не волнуют новаторы, которые пишут о том, что они направят свою информацию только после получения письма от инвестора, в котором он подтверждает свою заинтересованность в проекте.
Вам нужны инвестиции, и это вы должны из кожи вон лезть, чтобы их получить.
Но если инвестор все-таки решит обратиться к вам за необходимой информацией о проекте, то предоставьте ему следующее:
- Базовую стратегию развития стартапа;
- Описание бизнес-модели стартапа;
- Программу инвестирования;
- Подготовленный бизнес-план;
- Доказательства, что стартап имеет контракты для продажи продукта или услуг, которые он предлагает, или «абсолютное» доказательство того, что подобный контракт будет получен (необходимо обосновать рыночную восстребованность продукта);
- Доказательства того, что все необходимые лицензии и разрешения, которые требуются для управления соответствующим производством или уже имеются, или были запрошены и получили письменное подтверждение от конкретной госструктуры, о том, что необходимые документы находятся в процессе оформления;
- Доказательства того, что был отобран компетентный подрядчик и дал свое письменное согласие обеспечить необходимое строительство и монтаж для создания проекта;
- Доказательства того, что у проекта имеются необходимые страховые полисы, или письменное подтверждение от надежной страховой компании, что такая страховка будет получена.
Такой пакет документов – это объективное требование инвесторов. Ни один профессиональный инвестор не будет тратить месяцы на то, чтобы помочь команде разработать стратегию или бизнес-план, рассказать им о рынке, на который они хотят выйти. Инвесторы хотят сотрудничать с компетентными предпринимателями, которые прекрасно понимают свою отрасль и свой проект.
И вот вам распространенная статистика – только 6% из всех новых проектов перерастают в стабильные компании. Остальные погибают еще на посевной стадии.
И это не трагедия, а только повод принимать на себя больше ответственности при создании своей компании. «Ответственное отношение» означает, что предприниматель должен полностью понимать рыночный механизм и быть погруженным в свое дело. Новатор должен четко понимать, что коллектив авторов ли разработчиков – это еще не команда. Команда – это союз компетенций, которые представляют люди. Инвестор доверяет свои средства не людям, а «набору компетенций», благодаря которому эти люди смогут заработать деньги. Степень гениальности идеи является второстепенным вопросом. Главное – это чтобы создаваемый продукт был востребован на рынке и видение новаторов будущих способов получения прибыль. А такого можно добиться, только если в команде есть настоящий предприниматель, который умеет находить деньги и превращать их в еще большие деньги. Есть множество предметов людей, которые не имели экономического образования, но сумели построить успешный бизнес. Просто они чувствовали настроение рынка, сумели выгодно продаться и угадывали перспективы будущих сделок. Это и есть знаменитое предпринимательское чутье, без которого невозможно достигнуть успеха в бизнесе.

Читайте также