Ветхий завод на окраине чешского средневекового города Штернберк использовался для ремонта военной техники, брошенной нацистами после Второй мировой войны. Теперь это часть комплекса, производящего оборудование для конфликта в Европе, и сделавшего своего владельца миллиардером.
Excalibur берет ржавые танки советской эпохи — часто с грязью и травой — и переоборудует их для боевых действий. С тех пор как россия вторглась в Украину в феврале 2022 года, бизнес Михала Стрнада получил выгоду от самого большого спроса на оружие со времен окончания холодной войны.
Расходы Европы на оборону привели к рекордному росту акций производителей военной техники в этом году, чему способствовали заказы таких компаний, как немецкая Rheinmetall AG. Но семейная компания Стрнада выделяется в стране, которая когда-то была ключевым поставщиком оружия противникам НАТО в бывшем Восточном блоке.
Михалу Стрнаду 31 год, примерно столько же лет, сколько компании Excalibur, основанная его отцом и сейчас являющаяся крупнейшим и наиболее прибыльным подразделением Чехословацкой группы AS (CSG). Выручка подскочила до €1,73 млрд в прошлом году, сообщила компания на прошлой неделе, что более чем в три раза превышает показатель 2021 года.
«Даже если война закончится завтра, потребуются годы, чтобы пополнить пустые запасы, не говоря уже о попытках увеличить расходы на оборону и нарастить производство», — сказал Стрнад. «Я уверен, что спрос будет высоким в течение долгого времени».
По словам Стрнада, компания, которая производит собственные боевые машины, а также гражданские и военные грузовики, уже много лет имеет полный портфель заказов.
Отец Михала Стрнада, Ярослав, основал «Excalibur» в 1995 году. Он покупал списанные танки советского производства и другое оборудование у будущих членов НАТО в Восточной Европе с целью превратить их в металлолом. Но он обнаружил процветающий рынок запасных частей и подержанных боевых машин в таких местах, как Африка, а также получил выгоду от некоторых тесных политических связей внутри страны.
С тех пор компания Excalibur ремонтирует тяжелую военную технику, в том числе около 300 основных боевых танков Т-72. Около 100 из них уже погружены в поезда и отправлены в Украину вместе с артиллерийскими снарядами. Производство тяжелых боеприпасов CSG выросло более чем в 10 раз с начала войны в Украине, а ее рабочая сила увеличилась почти в три раза и составила 10 тыс. человек на предприятиях в восьми странах.
Михал Стрнад сменил своего отца в качестве единственного владельца CSG в 2018 году, когда ему было около 20 лет. По данным Bloomberg Billionaires Index, его состояние сейчас составляет не менее $5 млрд, а его компания входит в число самых быстрорастущих производителей оружия в Европе.
«Мы еще не Rheinmetall, но мы догоняем», — сказал Стрнад. «Я даже не думал о продаже каких-либо своих активов, хотя предложения поступают каждый месяц. Если бы я продал, что бы я сделал с деньгами? Мне пришлось бы пойти и купить что-нибудь еще, так какой в этом смысл?»