Э
Аграрный фронт: чем особенна посевная кампания-2022 в Украине

Аграрный фронт: чем особенна посевная кампания-2022 в Украине

Украина – крупнейший экспортер продовольствия в мире – посевную кампанию в этом году вынуждена проводить в чрезвычайно сложных условиях

Украина – крупнейший экспортер продовольствия в мире – посевную кампанию в этом году вынуждена проводить в чрезвычайно сложных условиях. Больше месяца страна героически противостоит военной агрессии России. В связи с этим международные организации и эксперты побаиваются, что человечество может столкнуться с голодом. И не без оснований.

Угроза дефицита продовольствия: глобальное измерение

За последние пять лет на долю Украины и РФ приходилось почти 30% мирового экспорта пшеницы, 17% кукурузы, 32% ячменя и 75% подсолнечного масла. В ООН подсчитали, что только из-за войны голодными останутся от 7,6 до 13,1 млн человек в мире. По оценкам ФАО, война непосредственно скажется на мировых ценах на пищевые продукты: в глобальном масштабе они могут вырасти на 8–22%. В связи с этим могут возникнуть мятежи и бунты. Так, по мнению главы МВФ Кристалины Георгиевой, проблемы с продовольствием могут спровоцировать дестабилизацию на Ближнем Востоке и создать предпосылки для новой "Арабской весны".

Ситуацию в ряде стран усугубляют недиверсифицированность каналов импорта продовольствия. Так, Турция, Египет, Бангладеш и Иран импортировали более 60% своей пшеницы из России и Украины, а Армения, Монголия, Казахстан - практически всю. Также ожидается, что Китай, крупнейший в мире производитель и потребитель пшеницы, из-за плохих прогнозов урожая в стране, нацелен увеличить ввоз злаков, что лишь усугубит глобальную проблему нехватки зерновых.

Если Россия не в состоянии экспортировать продовольствие из-за санкций, то Украина не может это делать физически, поскольку враг заблокировал выходы к портам Черного моря. Впрочем, непростая ситуация и с самой посевной. На около 20-30% угодий (всего площадь пахотной земли в Украине около 30 млн га) невозможен посев сельхозкультур из-за активных боевых действий и угроз минирований территорий. Но, несмотря на сложности, уже в 11 регионах Украины фермеры вышли в поля.

Какие потери агросектора Украины на сегодня?

Согласно данным Министерство аграрной политики и продовольствия, Украина до российского военного вторжения ежемесячно экспортировала до 5 млн т сельхозпродукции через порты Одессы и Николаева. Из-за блокады этих портов российскими агрессорами Украина сейчас может ежемесячно перевозить не более 0,5 млн т зерновых, что привело к недополучению $1,5 млрд экспортных доходов с начала войны.

Особенности посевной кампании 2022 года

По мнению первого заместителя министра аграрной политики Тараса Высоцкого, «выпадение» трети угодий - не критично с точки зрения выполнения посевной и гарантий продовольственной безопасности как для Украины, так и для тех государств, в которые мы экспортировали свою продукцию. Однако есть ряд трудностей, которые предстоит преодолеть совместно фермерам и правительству.

Кадры

Аграрии боятся столкнуться с дефицитом кадров из-за призыва работников в лавы ВСУ. Правительством уже приняты решения об упрощении процедуры специального бронирования военнообязанных механизаторов на время посевной кампании. То есть предполагается предоставление отсрочки в случае мобилизации на время посевной. В Минагрополитики уверяют: процедура на практике работает, уже подписан приказ на бронирование примерно 12 тыс. работников. Однако представители бизнеса отмечают, что некоторыми местными властями эти требования игнорируются.

Агрохимия

Семенами и средствами защиты растений аграрии обеспечены на 75-80%. С удобрениями ситуация сложнее. Если потребности в азотных удобрениях удается покрыть за счет внутреннего производства (запущены азотные предприятия Group DF), то калийные удобрения мы преимущественно импортируем. Нынче осуществлять транспортировку из Беларуси и через нее невозможно. Кроме того, минеральные удобрения существенно подорожали – только за месяц мировые цены выросли на 40%. 

Из-за боевых действий остановлены ряд предприятий, обеспечивающих аграриев оборудованием и запчастями. В связи с этим Кабинет министров расширил список товаров критического импорта, включив в него сельскохозяйственную технику, запчасти, оборудование для весенне-полевых работ. Также Кабмин принял ряд решений, облегчающих доступ производителей к пестицидам и агрохимикатам. В частности, правительство упростило условия их перевозки автомобильным транспортом.

Топливо

Проблема с обеспечением горючим в период полевых работ стоит довольно остро. Дело в том, что 70-80% бензина и дизеля Украина завозила с республики Беларусь и России. Поэтому перед государством стоит задача поиска новых источников покрытия дефицита топлива в стране.

Также правительство предприняло некоторые меры для облегчения доступа аграриев к горюче-смазочным материалам. Так, разрешено использование бензина и дизеля экологических стандартов Евро3 и Евро4 и упрощено прохождение таможенных процедур для поставки нефтепродуктов. Кроме того, народные депутаты проголосовали законопроект, предусматривающий отмену акциза и снижение ставки НДС с 20% до 7% на топливо. Ожидается, что принятые меры существенно уменьшат размер налогов, ранее составлявших более половины стоимости горючего, и помогут стабилизировать цены на украинских АЗС.

Налоги

В период действия военного положения для среднего и крупного бизнеса, в том числе из агросферы, значительно расширена возможность воспользоваться опцией упрощенной системы налогообложения. Согласно проголосованной парламентом 15 марта инициативе, предприятия с оборотом до 10 млрд гривен без ограничения по количеству рабочих смогут перейти на уплату единого налога. При этом вместо НДС и налога на прибыль им разрешается платить только 2% от оборота. Кроме того, бизнесу значительно упростили отчетность.

Доступ к деньгам

Из-за активных боевых действий многие аграрии не имеют возможности реализовать собранный урожай-2021 за границу. Поэтому они сталкиваются с нехваткой оборотных средств для проведения своей хозяйственной деятельности. Было принято решение расширить программу «Доступные кредиты «5-7-9%». Программа распространяется на средние предприятия с годовым доходом до 50 млн евро (ранее было 20 млн евро) и на крупные предприятия с годовым доходом более 50 млн евро независимо от количества работающих. Максимальная сумма кредита для всех субъектов предпринимательства увеличена с 50 млн грн до 60 млн грн с учетом группы связанных компаний.

Аграрии в течение действия военного положения и месяца после его завершения могут получить займ под 0%. Затем ставку повысят до 5% годовых. Срок кредитования по программе будет зависеть от целевого назначения средств. Так, на реализацию инвестиционного проекта и на рефинансирование задолженности допускается не более 5 лет, на пополнение оборотного капитала для покупки семян, удобрения и горюче-смазочных материалов – максимум 3 года.

Также Кабмин предоставил 17 банкам государственные гарантии для кредитования микро-, малого и среднего бизнеса. При этом были сняты ограничения на объем госгарантий на портфельной основе, предоставляемых по решению Кабмина.

Логистика

Украина потеряла доступ к своим портам, через которые раньше поставляла на внешние рынки 4,5 млн. т зерновых (тогда как через западные границы – всего несколько сотен тысяч тонн). Из-за этого ликвидность запасов урожая близка к нулю и заморожены почти $7,5 млрд аграриев. Кроме того, государство рискует потерять около 50% валютных поступлений или порядка $21-27 млрд.

Инвестиции в железнодорожную логистику как путь спасения украинского экспорта

Из-за российской агрессии Украина сейчас может экспортировать продукцию АПК только через порты Дуная, ж/д транспортом и автотранспортом, при этом каждый вид перевозок связан с определенными проблемами.

На дунайские порты приходится около трети украинского агроэкспорта, но так как ранее этот путь экспорта практически не был задействован из-за экономической нецелесообразности, то сейчас на нем нет достаточного количества барж, причалов и перегрузочных терминалов, чтобы удовлетворить резко возросший спрос на перевозки.

По железной дороге ежедневно отправляется до 30 тыс. т зерновых, и страна могла бы экспортировать вдвое больше, но преградой для экспорта является несоответствие украинской и европейской ширины путей.

«В Украине и России, как известно, разная с ЕС ширина путей и подвижной состав. Поэтому нужно искать европейские зерновозы, перегружать продукцию в вагоны-узкоколейки. В Европе такая практика не распространена, поэтому есть недостаток и локомотивов, и тяги, и перевалочных пунктов с терминалами», — заявил первый замминистра Тарас Высоцкий.

По его данным, из-за нынешнего несовершенства ж/д инфраструктуры Украина будет вынуждена в течение трех лет экспортировать запас зерновых, запланированный к экспорту за один год.

В профильном ведомстве ищут способы решения логистической проблемы совместно с Укрзализныцей, трейдерами и Минтрансом. Эксперты Украинской зерновой ассоциации считают, что во время войны проблема может быть решена только путём расширения пропускной способности жд сообщения через западные границы. Украина уже начала апробацию поставок кукурузы в Европу по железной дороге.

Как видим, несмотря на ряд сложностей, у аграриев есть шансы осуществить посевную кампанию на безопасных территориях. К тому же проблем с продовольственной безопасностью в стране возникнуть не должно, уверяют в Минагрополитики. Ведь Украина имеет запасы пшеницы на два года, подсолнечного масла – на пять лет, а кукурузы на полтора года.

Читайте также