Морские порты были основным каналом экспорта за рубеж украинских товаров. Теперь большая часть грузов идут железной дорогой. Выдержит ли она и что будет с экономикой страны, если нет.
Как экспортировать украинскую продукцию
Фермеры и металлурги – основные экспортеры страны. Из $68 млрд экспорта Украины в прошлом году $41 млрд заработали именно они. И почти всё, что они продавали за границу, шло через морские порты – 160 млн тонн грузов в год.
Российские военные корабли заблокировали порты, оставив стране функционирующими железную дорогу и три порта на Дунае: Измаил, Рени и Усть-Дунайский. В обычное время по железной дороге шло всего 11% экспорта, а по этим портам – еще 10%.
«[Это] крохи пропускной способности», – говорит заместитель директора по коммерческой работе «Укрзализныци» Валерий Ткачев.
Основной путь на экспорт сейчас – через 11 железнодорожных пограничных пунктов на границах с Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией и Молдовой. До войны только один из них, в Изове, работал на 100%, остальные – на 50–80%.
Фермеры уже отправили первые вагоны через эти пункты. Из-за перегрузок на некоторых местах вдоль границы они стоят в пробке на 10–14 суток вперед, говорит Ткачев.
Те, кому удалось перевезти свою продукцию, не скрывают эмоций. «Наконец-то мы заключили первые экспортные контракты после начала войны, – говорит менеджер по развитию брокерской компании Maxigrain Елена Нероба. – Первое зерно уже даже попало в Польшу».
В месяц по железной дороге Украина может экспортировать около 0,5 млн тонн зерна и продуктов его переработки, это в 10 раз меньше, чем до войны, говорит замминистра агарной политики Тарас Высоцкий. Сейчас по ж/д перевозят до 20 000 тонн зерна в день. Для сравнения: через порты обычно проходило около 150 000 тонн.
«Эти коридоры [через пропускные пункты] пока еще сырые, конкретики по ним нет», – говорит директор «Волынь Агро» Евгений Дудко.
С такими темпами вывоз имеющейся продукции на складах под вопросом, говорит Нероба. Сейчас в Украине свободны к экспорту 6,5 млн тонн пшеницы и примерно 15 млн тонн кукурузы, и неизвестно, куда продавать будущий урожай. Осенью фермеры засеяли 6,5 млн га озимой пшеницы, на которой вырастет около 14 млн тонн зерна, говорит Нероба.
Сейчас на экспорте зерна Украина недозарабатывает $1,5 млрд в месяц, считает Высоцкий. К концу года из-за проблем с логистикой экспорт зерна может сократиться на 85%, до около $2,4 млрд, считает вице-президент Киевской школы экономики Олег Нивьевский. В пять раз упадет и экспорт масла.
Одна из крупнейших металлургических компаний «АрселорМиттал Кривой Рог» тоже частично возобновила экспорт железорудного концентрата и продукции из остатков на складах, на заводе и в порту, говорит директор компании по продажам в Украине и СНГ Евгений Чумаченко. «Пока морские порты не будут разблокированы, мы полагаемся на железную дорогу», – говорит он.
Но проблемы те же – низкая пропускная способность. По словам аналитика Concorde Capital Дмитрия Хорошуна, мощности ГОКов «Метинвеста» из-за проблем с экспортом работают на 30-40%. ГОКи Ferrexpo тоже сократили выработок, но насколько – не ясно. По его подсчетам, продажи металлургов могут упасть в три-шесть раз, до $3,6–7,2 млрд.
Из прошлогодних $68 млрд Украина может недосчитаться $30-40 млрд валютной выручки за экспорт, говорит глава департамента по корпоративному анализу группы ICU Александр Мартыненко. Чтобы удержать экономику в таких условиях, по словам Нивьевского, Украине придется надеяться на «многомиллиардную помощь» Запада.
Нарастить объемы можно, нужны инвестиции
Чтобы немного исправить ситуацию, по словам Высоцкого, сейчас все работают над увеличением темпов. «Если мы останемся на нынешних показателях, то три года будем вывозить накопленную на складах продукцию», – говорит он.
Основная проблема логистики на железной дороге – нехватка перегрузочных пунктов, вагонов и локомотивов. Через три месяца «Укрзализныця» планирует увеличить количество переправок через границу почти в четыре раза – с 300 до 1100 вагонов в день, говорит Ткачев.
Железной дороге, в отличие от портов, также не хватает подъездных путей, складов и перевалочных пунктов, которые нужно строить почти с нуля. Для строительства УЗ будет просить помощи у самого бизнеса и международных партнеров.
InVenture поможет с поиском и подбором логистической инфраструктуры для реализации проектов перевалки и хранения грузов в Западной Украине
Построить инфраструктуру за три месяца можно, главное – финансирование, считает Высоцкий. У кого точно будут просить деньги и сколько нужно, пока не ясно.
Параллельно Министерство инфраструктуры хочет расширить пропускную способность Дунайских портов вдвое; в идеале, они будут перевозить в два раза больше, говорит замминистра инфраструктуры Юрий Васьков.
Еще одна инициатива министерства: страховать иностранные вагоны и суда, чтобы они могли заходить на территорию Украины без рисков. «Мы будем компенсировать стоимость вагона или судна, если его повредят», – говорит Васьков. Цена одного зерновоза в Польше: около $120 000.
Что сработает, а что нет, судить рано, говорит Высоцкий. «Чтобы полностью увидеть картину, должно пройти три-четыре месяца», – говорит он.