26 ноября Верховная Рада Украины утвердила Указ Президента Украины № 391/2018 «О введении военного положения в Украине». Военное положение вводится не во всей стране, действие документа распространяется на Винницкую, Луганскую, Николаевскую, Одесскую, Сумскую, Харьковскую, Черниговскую, Донецкую, Запорожскую, Херсонскую области и внутренние воды Украины Азово-Керченской акватории.
На следующий день Минэкономразвития опубликовало на своем официальном сайте пояснение относительно деятельности компаний во время военного положения.
«Указы Президента Украины «О чрезвычайных мерах по обеспечению государственного суверенитета и независимости Украины и введение военного положения в Украине» и «О введении военного положения в Украине» пока не накладывают ограничений на экономическую деятельность на всей территории Украины. Субъекты хозяйствования и граждане могут осуществлять экономические операции в обычном режиме», - заявило министерство.
В тот же день Международный валютный фонд заявил, что введение военного положения не накладывает юридических ограничений на продолжение сотрудничества с Украиной. «Мы наблюдаем за последними событиями, включая введением военного положения, и надеемся на неотложную деэскалацию текущей ситуации. МВФ не имеет юридических ограничений относительно продолжения сотрудничества с Украиной в этой ситуации», - заявил постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман.
В день вступления в силу указа, 28 ноября, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) сообщила, что рынок ценных бумаг функционирует без каких-либо изменений, связанных с введением военного положения.
Тем не менее, некоторые эксперты и компании, опрошенные InVenture, считают, что Украина все же понесет экономические потери, главным образом потому, что само объявление военного положения напугало иностранных инвесторов.
Одним из неприятных последствий введения военного положения является сокращение притока в страну денег, которые, как известно, любят тишину. Сказать, что это фатально отразится на экономике, нельзя – с Украиной продолжают сотрудничать международные финансовые организации, то есть страна не отрезана от рынков капитала. Многие компании просто «не заметили» введения военного положения и никак не меняли в связи с ним своих инвестиционных планов. Зато их изменили иностранные инвесторы, по крайней мере, некоторые. Какого объема инвестиций в результате лишится страна – вопрос. Оценки тут можно давать разные, и все они будут очень приблизительными.
По мнению руководителя Независимой группы макроэкономического анализа и прогноза Михаила Кухара, введение военного положения может снизить прогнозируемый рост экономики в следующем году с 6% до 3%. По его словам, некоторые инвесторы, которые являются клиентами его группы, уже отложили в этой связи планы инвестировать в Украину.
Исполнительный директор фонда SigmaBleyzer Олег Устенко оценивает потери Украины в 100-200 млн. долл. ежемесячных потерь. «Это среднемесячный объем инвестиций в экономику страны. К концу года эта цифра несколько выросла. Это коснется всех секторов экономики, но в большей степени затронет аграрный и энергетический сектора. Если в агросекторе это не так критично, то в энергетике это более чем критично, поскольку этот сектор важен для обеспечения безопасности страны. Поэтому государство должно сделать все возможное, чтобы в максимальной степени нивелировать негативный эффект введения военного положения. Этого можно добиться, к примеру, предоставив какие-то дополнительные преимущества компаниям, занимающимся разработкой энергетических ресурсов, прежде всего, нефти и газа. Но это будет невозможно, если в числе прочего по-прежнему будет блокироваться выдача лицензий на недропользование или по-прежнему будет оставаться нерешенным вопрос с соглашениями о разделе добычи. Очевидно, что такие вопросы необходимо решать. Напомню, что министр энергетики США Рик Пери во время своего визита в Киев сказал, что соглашения о разделе добычи – это то, что может совершить переворот в украинской энергетике.
Кроме того, военное положение точно не добавит стабильности в банковском секторе с точки зрения инвестиций, особенно в контексте конфликта вокруг российских банков, в частности, ВТБ. Надо учитывать, что значительная доля иностранных инвестиций, более половины, заходила именно в банковский сектор. Банки нуждались в рекапитализации и их активно рекапитализировали, прежде всего, иностранцы. Украинские собственники с большой радостью пытались перевесить свои проблемы на государство, вот почему у нас фактически половина банковской системы сейчас государственная. В отличие от них, иностранцы были просто вынуждены поддерживать свои дочерние банки в Украине.
Фактически был нанесен двойной удар. С одной стороны, ограничиваются инвестиции тем, что всех заставили думать о военном положении и поставить на паузу свои инвестиционные планы, с другой – дополнительный удар наносится еще и в банковском секторе отсутствием попыток адекватно реагировать на новые вызовы.
И.о. генерального директора AB InBev Efes в Украине Денис Хренов также считает, что военное положение не способствует улучшению инвестиционного климата.
«В указе Президента упоминается перечень из 12 статей Конституции Украины, которые могут в любом объеме быть ограничены. От государства очень сильно зависит, насколько вырастет, сохранится или упадет экономическая активность в стране. Официального объяснения, какие меры имелись в виду под указом о военном положении – нет.
Введение военного положения без четкого и полного разъяснения сути временных ограничений, влияющих на бизнес, не способствует улучшению инвестиционного климата и восприятию Украины как «места для инвестиций» и более того, ставит под угрозу запланированные инвестиции», - говорит он. По его словам, власти следовало бы советоваться с бизнесом, идя на такие шаги.
«Диалог с бизнесом в этом плане был бы очень полезным. Необходимо было заранее обсудить хотя бы те меры, которые не являются секретными и касаются бизнеса, найти эффективные и конструктивные пути внедрения этих мер, для того, чтобы они как можно меньше влияли на экономику государства», - говорит Денис Хренов.
Что касается деятельности конкретных компаний, то пока еще сложно сказать, как все это отразится на ней.
В «Эпицентр К» считают, что говорить об этом пока рано. «Прогнозировать риски или влияние военного положения на деятельность нашей компании рано. Все зависит от того, как будут развиваться события и как будут использоваться мероприятия органами власти. Мы продолжаем работать в штатном режиме, никаких изменений наши клиенты не заметят», - пояснила руководитель департамента по связям с общественностью компании Юлия Чудновец.
«В настоящий момент документ (Указ о введении военного положения - ред.) не накладывает никаких ограничений касательно экономической деятельности на всей территории Украины. Соответственно, авиационное сообщение в/из и внутри Украины осуществляется в штатном режиме и без каких-либо ограничений», - прокомментировали нам в авиакомпании «Международные Авиалинии Украины», сославшись на соответствующее заявление Минэкономразвития.
ПАО «Мироновский хлебопродукт», производственные мощности которого находятся на территории, где введено военное положение, также не видит в этом для себя каких-либо существенных рисков. «В нескольких из данных областей расположены производственные предприятия холдинга МХП. Все они работают в обычном режиме. Никаких дополнительных ограничений в их деятельности в настоящее время не предусмотрено. Мы придерживаемся требований действующего законодательства Украины, внимательно следим за развитием ситуации для того, чтобы в случае получения поручений или указаний органов власти, проинформировать и / или проинструктировать своих сотрудников.
На сегодняшний день не существует никаких правовых и других оснований для изменения процессов выполнения нашими предприятиями контрактных обязательств, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Все ранее оговоренные условия таких контрактных обязательств остаются в силе. Это также касается ценовой политики.
Инвестиционные планы компании на 2019 не пересматривались», - прокомментировали InVenture МХП.
В свою очередь, президент UBC Group Игорь Гуменный, считает, что введение военного положения в Украине повлекло за собой перенос на начало следующего года визитов иностранных партнеров, встреч и переговоров об инвестициях. «Трагического ничего нет. Просто переносятся встречи, визиты деловых партнеров, под угрозой кредитные линии, страховки, международные контакты. Бизнес и переговоры об инвестициях подвисают до после Нового года и рождественских праздников. Надеюсь, военное положение всего лишь на месяц», — отметил он.
Такую же ситуацию отмечает Алексей Олейников, управляющий партнер InVenture: «Иностранные инвесторы, которых мы сопровождаем в Украине, обеспокоены ситуацией стране в связи с введением военного положения. Некоторые из них приостановили переговоры по осуществлению M&A сделок, которые планировались на конец года. Приходится проводить разъяснительную работу, какие риски несет данный статус для бизнеса, после чего паника стихает. Пока что, мы не столкнулись с тем, что инвестиционные планы компаний были отменены. В большинстве случаев инвесторы ожидают дальнейшего развития событий».
Ольга Афанасьева, исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного и частного капитала (UVCA), прокомментировала следующим образом: «Относительно влияния введения военного положения на венчурную индустрия пока трудно сказать. Все еще только началось и понятно, что сложнее убедить себя приехать будет тем инвесторам, которые никогда не были в Украине. Те, кто уже имеет дело с Украиной, вряд ли будут быстро менять планы».