Война – это колоссальный стресс тест абсолютно для всех. Для Вооруженных сил Украины, которые уже более двух месяцев доказывают свою способность остановить врага. Для людей и их способности адаптироваться к новой реальности. Для экономики и скорости, с которой она готова перейти на военные рельсы.
Война – это и подлинная проверка на надежность всех систем. Война вынудила переоценить отношение к инвестированию. Какие инструменты подтвердили свою надежность, какие оказались недооцененными, а какие и вовсе не сработали. И почему диверсификация инвестиций всегда актуальна.
Недвижимость, ставшая заложником боевых действий
Еще два-три месяца назад одним из самых популярных вложений денег были инвестиции в недвижимость. Среди инструментов для сбережений она конкурировала только с депозитами. Рынок рос и выглядел привлекательно для тех, кто хотел, чтобы его деньги работали.
Так было до войны. Обычно люди вкладывали деньги в недвижимость (квартиры) в родном городе. Думаю сейчас те, кто массово скупал квартиры в столице, наверняка сожалеют, что не вложились также в недвижимость в Ивано-Франковске или Львове. Ведь на западе Украины квадратные метры только дорожают в отличие от Киева и городов юга и востока. Вот пример хорошая квартира в 70 м2 на Киевских березняках стоила около 100 тыс. дол. Сейчас уже 90 тыс., в то же время, цены на Львовские квартиры подорожали минимум на треть. Диверсификация, которую так любят инвесторы, была бы не лишняя.
Банковская стабильность
Куда же еще если не в недвижимость? К примеру, депозиты. Банковская система с начала войны показала себя довольно неплохо. Реформа 2014-2016 годов, грамотная работа НБУ позволили банкам пройти начало войны почти без стрессов.
Для сбережений это означает, что риски потери своих депозитов из-за банкротства банка сейчас невысоки. Потому главный вопрос в доходности депозитов. По валютным вкладам в последние годы была очень низкая доходность, в то же время они защищены от происходящей девальвации гривны. Также их легче использовать за границей, для тех, кто выехал из страны, потому что на них не существует ограничений. Гривневые депозиты были гораздо доходнее, вместе с тем, обменять их сейчас на валюту довольно сложно.
Поэтому тоже актуален принцип «раскладывать яйца в разные корзины». Нет смысла все сбережения держать в одном месте, потому что есть риск потерять все сразу. Для доходности держать часть денег на депозитах в гривне, для надежности – часть валюты. В то же время гривневые депозиты сейчас приносят откровенно мало, в крупнейших и популярных банках можно расчитывать где-то около 6% годовых. До войны депозиты приносили около 10% годовых. Сохранять деньги лучше в крупнейших украинских банках – они спокойно проходят уже второй кризис.
Зарабатывать, поддерживая государство
Вот что остается недооцененным – это облигации: внутренние и валютные. Их легко купить и продать и по обоим государство исправно платит проценты. Главный риск для владельцев облигаций – возможная реструктуризация. Это не значит, что государство не заплатит. Просто она может сделать это чуть позже.
Интересно, что даже в такое непростое время Украина не ищет возможности провести реструктуризацию долгов. Сумма не столь велика, а показать, что даже в таких условиях ты можешь выполнять свои обязательства, очень важно. Реструктуризация долгов произойдет позже, после победы, когда будет понятно весь масштаб ущерба, нанесенного россией, а также размер и источники наполнения фонда восстановления Украины. Это будет комплексное решение.
Также можно покупать военные облигации. Это фактически два в одном: помощь армии, поскольку привлеченные средства идут именно на нужды ВСУ и доходность почти в два раза выше гривневых депозитов – 11%, к тому же их покупку значительно упростили. Уже в нескольких инвестиционных компаниях можно легко купить даже через приложение.
Волотильно-полезная крипта и надежная земля
Криптовалюты во время войны показали, что они не зависят ни от ограничений НБУ, ни от возможных кризисов в банках. Вы можете легко жертвовать заработанные биткойны или этериумы волонтерам, выводить их за границу, обменивать там на валюту. Хотя за это придется платить высокой волатильностью. Все же помнят прыжки биткойна в 2021 году? С почти $60 тысяч упасть до $35 тысяч, снова подорожать до $61 тысячи и обвалиться до $38 тысяч. Поэтому в кризисной ситуации биткоин не выглядит как удобный инструмент хранения ценности. Однако сама технология крипты помогает сохранить право распоряжаться своими деньгами, поэтому стоит взглянуть на более стабильные криптовалюты для долгосрочных инвестиций.
Еще одна инвестиция – это земля. Мы это видим по аукционам в Прозорро. Продажи есть, даже во время войны, спрос на нее не исчезает. Кажется, этот вид актива лучше других проходит испытание кризисом. Естественно, что гектары сейчас дешевле в областях, граничащих с россией или там, где идут боевые действия. Например, в Ореховской общине стоимость аренды одного гектара – 1000 гривен в год. В западных регионах земля дороже – например, в Золочевском районе Львовской области за аренду одного гектара в год придется заплатить около 2500 гривен в год. Поэтому, если будете инвестировать в землю, то стоит также покупать гектары в разных областях.
За свою пенсию теперь ответственны только мы сами
Сколько можно инвестировать? Война показала, что критически важно иметь в руках хотя бы месячный запас наличных денег. А на счетах должно быть столько денег, чтобы покрыть 2-3 месяца ваших расходов. Остальное можно инвестировать.
С началом войны стало ясно: самая критическая задача украинского государства – это не обеспечение общественного благосостояния, а защита от убийц-россиян. Потому, сэкономить себе на пенсии и прокормить своих и чужих бабушек и дедушек сможем и мы, и украинский бизнес самостоятельно. А вот защититься от врага могут только наши легендарные ВСУ. Следует ожидать, что и использование бюджета будет меньше направлено на пенсионное обеспечение, а больше на безопасность. Поэтому всем придется значительно повышать уровень своих сбережений. Сейчас все ресурсы нужно направлять на победу, но через год-два украинская экономика нормализуется и вы должны быть готовы ежемесячно откладывать в несколько раз больше денег, чем до войны.