CES (International Consumer Electronics Show) — Международная выставка потребительской электроники, которая проходит в начале года в Лас-Вегасе. Ежегодно посетителями выставки становятся около 150.000 гаджетоманов, журналистов и инвесторов.
Украинский павильон на CES
Второй год подряд ассоциация UVCA совместно с фондом Western NIS Enterprise Fund организовывает украинский павильон на выставке и дает возможность стартапам продемонстрировать свои наработки бесплатно. Для молодой компании затраты на подготовку к выставке могут достигать 2-6 тысяч долларов.
В прошлом году в украинском павильоне на CES было представлено 8 стартапов, в этом — 10. Команды были отобраны из 80 заявок на UVCA Challenge: CES-Edition. Проекты, победившие в отборе, представляют разработки в различных сферах: от AgroTech и 3D-печати, до систем дорожного и родительского контроля.
Как сообщалось ранее, в десятку счастливчиков попали такие украинские стартапы:
- Senstone — умный кулон, который трансформирует голосовые заметки в текст.
- Kray Technologies — дроны, которые позволяют значительно повысить эффективность аграрного хозяйства.
- UniVRsee — платформа для публикации, распространения и скрининга контента VR.
- Whirl (Nasal Booster) — девайс, который облегчает носовое дыхание, насыщает кислородом, фильтрует вдыхаемый воздух.
- Kwambio — онлайн-платформа 3D-печати.
- MMone Company — VR-кресло для погружения в виртуальную реальность.
- PassivDom — первый автономный умный дом в мире.
- Agrieye — технологическое решение для агросектора.
- LaMetric — умные настольные часы для дома и офиса.
- Discoperi — устройство, которое помогает избежать аварий на дороге.
Фото с финала конкурса UVCA Challenge: CES-Edition.
Источник: UVCA, Facebook
Об организации павильона и процессе отбора из первых уст
Исполнительный директор UVCA Ольга Афанасьева рассказала редакции InVenture о конкурсе и процессе отбора в украинский павильон на CES.
«В рамках выставки украинский павильон будет действовать во второй раз. Главной тенденцией стало то, что в этом году мы получили намного больше заявок. Команды смотрели на успех предыдущих победителей (в прошлом году 7 из 8 получили инвестиции после поездки в Лас-Вегас) и тоже хотели участвовать в павильоне.
В этом году на конкурс UVCA Challenge было подано около 80 заявок, из которых в полуфинал мы выбирали 20. Некоторые компании "выросли", некоторые компании появились за этот год, также ряд стартапов выпустили новые продукты.
В целом, подобные мероприятия — хорошая возможность отыскать стартапы, которые существуют в "тихом" режиме, не пиарятся — так сказать "потрусить рынок" :)
Интересно, что в прошлом году мы увидели много заявок от HealthCare стартапов, а в этом — от представителей Agrotech. Это отразилось и на десятке победителей, куда вошли AgriEye и KrayTechnologies».
Какие критерии для выбора стартапов для участия были решающими?
«Сфера деятельности стартапов неизменна — по условиям CES стартап должен работать в сфере IoT или представлять HardWare разработку. У стартапа уже должен быть готовый продукт или хотя бы прототип. И, к сожалению, пока в Украине не так много таких проектов, нам бы хотелось видеть больше "зрелых" стартапов.
Цель конкурса — поддержать компании на раннем этапе развития. Но, конечно же, вкладывать значительные ресурсы (как временные, так и финансовые) стартапам на этапе идеи или без готового продукта (хотя бы работающего прототипа) — не очень целесообразно. Поэтому наличие работающего прототипа или же готового продукта было одним из ключевых критериев».
Отличается ли украинский павильон от других павильонов спецификой?
«В Эврика-парк — павильоне, где уже традиционно находится украинская экспозиция — большинство продуктов представляют сектор именно Интернет вещей, различные гаджеты.
Сферы разработок украинских стартапов вполне соответствуют глобальным трендам. На мировой арене об украинских стартапах случается знают, но не всегда знают что та или иная компания — именно из Украины :) »
Прим. ред.: Что, в общем-то не мудрено, учитывая, что по факту инкорпорируются стартапы украинского происхождения как правило не в Украине. На фото ниже бейджи представителей компании Smart Atoms, которые на CES-2018 представляли умные часы LaMetric в украинском павильоне.
Источник: Nazar Bilous, Facebook
Напомним, что ранее о нюансах регистрации стартапами юридических лиц в нескольких странах и возможности появления украинских “единорогов”, говорил Андрей Колодюк в рамках пресс-завтрака AVenture.
«Спецификой украинского павильона является то, что его организовывают, по сути, частные организации (UVCA и фонд WNISEF), в то время, как другие мировые представительства получают большую поддержку со стороны государства на национальном уровне».
Прим. ред.: Как выяснилось уже после интервью (которое проводилось еще в 2017 году), украинский павильон вместе с Ольгой Афанасьевой открывал Министр финансов Украины Александр Данилюк. Источник фото: Міністерство фінансів України, Facebook
Почему стартапу важно быть представленным на CES?
«Справедливости ради, замечу, что CES не является панацеей для абсолютно всех стартапов. Тут тоже есть своя специфика. Действительно, на выставке возможностей масса. Взять хотя бы большой трафик релевантных посетителей: дистрибьюторы, потенциальные партнеры, байеры, инвесторы, представители крупных корпораций. Посетителей на выставке около 200 тысяч! Кроме того есть возможность участия в мероприятиях, проходящих на площадке CES.
Например, свои питч-ивенты проводят как краудфандинговые платформы (Indiegogo), так и акселераторы (Techstars). Женщины-фаундеры могут принять участие в специализированных мероприятиях.
Даже для простого посетителя CES — это возможность буквально заглянуть в будущее. Такое количество инноваций, собранных на одной площадке, сложно встретить где-то еще. Если заглянуть в историю, то за 50 лет проведения выставки на CES были представлены такие устройства как видеомагнитофоны, компакт-диски, а также компании Motorola и Panasonic. В свое время все это на CES было представлено впервые!
Для стартапов — это не только шанс показать свои разработки. Это еще и возможность детально изучить рынок, увидеть конкурентов (если вдруг они этого еще не сделали), получить первую реакцию от потенциальных покупателей со всего мира».
Почему UVCA важно привезти на CES украинские стартапы?
«В последнее время в Эврика-парке (это локация для молодых инновационных компаний) стали распространенными национальные павильоны. У нас пока, к сожалению, государство не очень активно включается в поддержку стартап-индустрии. Но кто-то же должен это делать :-)
Кроме того, когда стартапы ездят на выставку сами, их цель — показать в первую очередь свои разработки. Наша же цель, как Ассоциации, показать достижения Украины и нашей экосистемы в целом. Что бы мировые инвесторы не боялись инвестировать в украинские разработки».
Об историях успеха украинских стартапов на шоу
«По словам участников прошлогоднего украинского павильона, за 4 дня они получили больше полезных контактов и провели встреч, чем за несколько месяцев работы в Украине. Как я говорила ранее, 7 из 8 наших стартапов уже получили инвестиции, в том числе и благодаря CES.
И да, действительно, непосредственно на CES они заключили крупные сделки, подписывали соглашения и т.д. Но если начинать рассказывать об этих успехах детально — нужно организовывать отдельную конференцию :-) ».
Как стартапу подготовиться к выставке?
«Главное, начать подготовку заранее. Кроме организационных моментов, о которых тоже нельзя забывать (визовые вопросы, перелет, проживание и т.д.), нужно позаботиться и о предстоящих встречах. Организовывая конкурс, мы с WNISEF берем на себя многие вопросы касающиеся дизайна, организации стендов и прочего.
Но командам нужно тщательно продумать свой питч (иногда есть всего 30 секунд, чтобы привлечь внимание к продукту), запланировать участие в около-CES ивентах. Очень полезно заранее назначить встречи с журналистами и даже подготовить материалы для прессы. Важно сформулировать загодя свои цели участия в выставке и работать для их достижения не распыляясь.
И, как говорил один из участников украинского павильона прошлого года, не забыть привезти с собой визитки, их понадобится очень и очень много».
Индивидуальные украинские команды на CES
Ряд украинских стартапов и компаний «украинского происхождения» приехали выставляться независимо, вне украинского павильона.
- Cardiomo — гаджет с алгоритмом ИИ для наблюдения за работой сердца. При этом Cardiomo стали победителями в конкурсе питчей Techstars на CES.
- SolarGaps — жалюзи, которые вырабатывают электричество из солнечного света при помощи фотовольтаики.
ARTKB (бюро разработки хардверных продуктов полного цикла) представили на выставке несколько гаджетов, в их числе HushMe и Clovitek.
- Hushme — гарнитура для телефона, которая делает разговор неслышимым для окружающих.
- CloviTek — гаджет, который поможет поддерживать тишину, при этом делая просмотр телевизора комфортным и громким для пользователя. Устройство передает аудио с телевизора на мобильный гаджет по беспроводной локальной сети WLAN.
- Nasal Booster: ARTKB привезли на CES немецкий стартап с украинскими корнями, который представил публике гаджет «от храпа» Nasal Booster. Владелец стартапа Максим Бондаренко — родился в Киеве. Сейчас продукт успешно продается на территории Украины, Германии, Швеции и Польши.
- Auswies — умный IoT-замок, который управляется с телефона и распознает владельца по отпечатку пальца.
- Cubomania — стартап из Николаева, который представил интерактивные детские кубики, помогающие ребенку развивать моторику и ментальные способности.
- Air Metal Detectors — устройство, превращающее смартфон в металлоискатель для поиска кладов.
Post Scriptum
Как видите, смекалки и трудолюбия нашим соотечественникам не занимать. Осталось лишь малость: создать в Украине благоприятный климат для привлечения инвестиций и безопасного развития бизнеса. Только в такой среде Украина будет рождать все больше перспективных инновационных компаний, которые смогут вести бизнес в родной стране.
Напомним, что ранее мы писали о том, чего ожидают венчурные капиталисты от CES.