Что такое краудфандинг?
Краудфандинг – способ получить инвестиции от многих людей для реализации бизнес-идеи. В широком смысле слова – это народное финансирование.
Предприниматели по всему миру публикуют свои проекты на специальных интернет-площадках. Они просят помощи у тех, кто заинтересовывается их предложением. Любой пользователь платформы может стать инвестором и сделать взнос на нужную или произвольную сумму.
Как работает краудфандинг?
Например, вы придумали экономичный способ цветной печати на тканях. Чтобы реализовать задумку, можно взять кредит в банке или найти частных инвесторов. Но есть другой сценарий.
Вы идёте на краудфандинговую площадку и создаёте объявление. Заявляете свою цель (к примеру, внедрить технологию на производство, чтобы в два раза снизить себестоимость одежды с принтами), называете сумму стартового капитала. Потом вы должны предложить людям, которые будут инвестировать в вашу идею, что-то взамен: долю в бизнесе, процент с прибыли или упоминание в СМИ.
Всё, что будет происходить дальше, зависит от вас в меньшей степени. Пользователи на портале (их называют донорами, спонсорами или инвесторами) начинают вкладывать деньги, а информация о сборе отображается в режиме открытого доступа. Если удалось набрать нужную сумму, вам перечислят все средства (за вычетом налогов и комиссий), а вы будете отчитываться за них перед инвесторами и отдавать вознаграждения.
Краудфандинг помогает малому бизнесу привлекать много инвесторов. В США стартапы получают на платформах до $1 млн.
Ещё можно собирать деньги на помощь людям, поддержку разных движений, творческие начинания, даже на доставку пиццы домой.
Какие есть виды и модели краудфандинга?
Есть три типа краудфандинга. Они зависят от того, какое вознаграждение получает инвестор
- Reward crowdfunding – за бонусы (публичное упоминание имени, реклама в СМИ, будущая продукция бесплатно).
- Debt crowdfunding – за долю прибыли (процент с продаж).
- Equity crowdfunding – за долю в проекте (акции компании).
Сбор денег бывает с материальной отдачей и без. Второе характерно для личных проектов или пожертвований в благотворительные фонды. Дарение денег возможно в социально полезных бизнес-идеях: защита беженцев, утилизация мусора, поиск экологичных источников энергии.
Доля бизнеса или роялти с продажи продуктов называется краудинвестингом – самый популярный способ работы. Правда, такую модель инвестирования придумали только 15 лет назад – пока она осложнена законодательным регулированием. Ещё на краудфандинге можно просто брать взаймы под проценты.
Краудфандинг для бизнеса
Kickstarter
Одна из первых международных платформ с большим авторитетом. Среди плюсов – гарантии для спонсоров и безопасность (деньги не уходят со счетов доноров до окончания срока проекта). За 10 лет существования площадка помогла 150 тысячам предпринимателям и собрала больше $4 млрд.
Kickstarter хороша и для бизнеса, и для творческих идей. Креативные проекты заходят лучше, поэтому музыку, гаджеты, независимое кино, комиксы поддерживают активнее, чем обычные IT-предложения. Здесь получали помощь игровая приставка OUYA и умные часы Pebble.
Проекты создаются бесплатно, а комиссия равна 5%. Авторы могут попасть в отдельные категории рекомендаций от команды платформы и получить дополнительный приток заинтересованных спонсоров.
Среди минусов – комиссия за вывод, работа только с американскими/британскими банками. Отсутствие благотворительных, политических, медицинских проектов.
Fundable
Fundable помогла предпринимателям собрать $377 млн. У неё особая структура ежемесячных отчислений: вы не платите процентный сбор, а отдаёте $179 на регулярной основе. Здесь создают не столько проекты, сколько страницы организаций, ищущих аудиторию.
На Fundable собирают деньги как на новые стартапы (инвестиции не могут превышать $50 000) так и на развитие существующих компаний (до $10 млн), например, на массовый запуск новых товаров в производство.
CrowdFunder
Крупные краудфандинг-проекты для долгосрочного вложения денег встречаются именно здесь. CrowdFunder – профессиональное сообщество из 200 тысяч предпринимателей. Акции компаний могут продавать как новички, так и опытные бизнесмены. Аккредитованные доноры CrowdFunder – это целая сеть из 12 тысяч венчурных инвесторов, вложивших уже $150 млн.
Краудфандинг на личные нужды
Indiegogo
Indiegogo появился 10 лет назад и собрал десятки миллионов взносов от доноров из 200 стран. Сюда приходят со своими идеями даже если нет конкретных сроков по реализации.
В Indiegogo можно получить инвестиции на свадьбу, операцию, путешествие. Есть отдельный раздел для меценатов в благотворительность.
Можно реализовывать разные бизнес-идеи, фильмы, клипы, поддерживать приюты, проекты по защите прав человека или природы. Рейтинг проектов рассчитывается по автоматическому алгоритму, который учитывает число доноров и комментариев.
Сбор за пользование Indiegogo – 5% (но если цель не достигнута, то в два раза больше). Есть дополнительные расходы на обработку платежей. Аудитория скромнее, чем на Kickstarter, но требований к авторам меньше.
GoFundMe
GoFundMe поддерживает восстановление природных или общественных объектов в городах и просто исполняет чьи-то мечты. Идеальная площадка для частных проектов, благотворительных сборов для больного родственника или организации предложения руки и сердца. 40 млн пользователей ежедневно рассказывают здесь свои личные истории.
Преимущество – получение денег даже если установленная сумма не была накоплена к концу проекта.
Какие риски краудфандинга?
Мошенничество в краудфандинге
Для тех, кто инвестирует есть серьёзная угроза – мошенничество или неисполнение обязательств со стороны авторов. О любой идее на платформах вы получаете ограниченную информацию. Нет личного контакта между авторами и инвесторами.
К счастью, сайты краудфандинга выявляют мошеннические проекты. Модераторы проверяют идеи на адекватность и реализуемость, запрашивают документы. Они могут заблокировать доступ к проекту на любой стадии. Некоторые платформы планируют страховать финансы инвестора. А ещё можно найти автора в соцсетях и обсудить вопросы с ним лично, либо просто изучить его профайл.
Плохой бизнес-план
Возникают проблемы с расчётом инвестиций в бизнес и прогнозируемой прибыли. Бывает, что сумма, выставленная автором, не совпадает с практикой. Здесь некоторые платформы придерживаются гибкой политики – разрешают менять точную сумму по мере выполнения плана.
Плагиат
Если вы автор идеи и описываете весь бизнес-план на платформе в деталях, то рискуете столкнуться с плагиатом.
Недостаточное финансирование
Даже если вы подойдёте к оформлению внимательно, предложив интересную идею, нет никаких гарантий, что соберёте нужную сумму. Ещё необходимо учитывать комиссию, налоги, риски прекращения работы площадки, если вы доверяетесь не раскрученному ресурсу.
Поддержка со стороны краудфандинговой платформы не означает, что вам не придётся дополнительно вкладывать деньги на раскрутку своего проекта и уделять ему много времени.
Мировые краудинвестинговые площадки: деньги за акции
Краудинвестинг - один из наиболее активно развивающихся способов привлечения инвестиций в стартапы и действующие бизнеса и компании. Как работает краудинвестинг и какую выбрать краудинвестинговую площадку?