В то время как расширяющая границы пандемия закрывает целые отрасли, кажется, будто аграрный сектор работает в штатном режиме. На фоне всеобщего анабиоза, сопровождающегося вынужденной изоляцией людей, сельскохозяйственные товары продолжают своё движение с полей на полки магазинов.
Но за внешним благополучием скрывается ряд отягчающих факторов, как угрожающих финансовой стабильности отдельных фермерских хозяйств, так и ставящих под угрозу продовольственную безопасность целых регионов.
Недостаток рабочих
Общей проблемой для мирового сельскохозяйственного производства становится недостаток рабочей силы. В США, Германии, Италии обеспокоенные страхом заражения коронавирусом работники ферм и животноводческих комплексов не выходят на работу. Власти обязывают работодателей соблюдать повышенные меры по профилактике заражения среди служащих.
Так на севере Италии, наиболее поражённом вирусом регионе Европы, по приезду на ферму у работников первым делом проверяют температуру. График работы в три смены (24 часа) позволяет избегать скученности на рабочем месте. Во время перерывов и пересмен рабочие зоны дезинфицируются.
Но если повышенные меры безопасности в какой-то степени могут гарантировать работу постоянных сотрудников, то гораздо сложнее ситуация с сезонными работниками. Здесь также наибольший кризис испытывают страны ЕС, хотя похожие проблемы есть и в других регионах (Индия, Австралия).
В Германии среди водителей грузовиков с продовольствием много поляков. До 300 тыс. сезонных работников иностранцев ежегодно занято в полевых сельскохозяйственных работах (в том числе из Украины и Польши). Привлечение их к работе в период пандемии находится под угрозой. А тем временем приближаются сроки уборочных работ. В апреле начнётся сбор урожая спаржи, которую выращивают в Германии на 23 тыс. га.
Польские работники по возвращению в родную страну помещаются на двухнедельный карантин, украинские больше не могут использовать Польшу в качестве транзита.
Немецкое правительство рассматривает несколько вариантов выхода из кризиса:
- привлечение к работе не занятых в сельскохозяйственном секторе людей, вынужденно не работающих, либо безработных;
- занятость в сельском хозяйстве лиц, ищущих политического убежища;
- организация доставки сезонных работников по воздуху (ведутся переговоры с авиакомпанией Lufthansa).
Но если выход и будет найден, то перед работодателями встанет вопрос обеспечения безопасных условий труда. В частности, речь идёт об условиях безопасного проживания.
Европейская федерация профсоюзов EFFAT предупреждает работодателей об отсутствии необходимых санитарных условий во многих областях сельского хозяйства. Особенно это относится к регионам, где активно используется нелегальный труд (Италия, Греция).
EFFAT призывает работодателей предоставлять сезонным работникам права постоянных сотрудников, оплачивать им больничные в случае заражения коронавирусом и сделать их здоровье приоритетом. Правительства стран должны будут предоставлять взамен поддержку в виде налоговых льгот и кредитов.
Проблема ЕС в том, что имея единый рынок сельхозпродукции страны-участники вольны закрывать свои границы для предотвращения распространения пандемии. Уже сегодня при пересечении границ наблюдаются задержки товаров, вызванные дополнительными проверками. Если закрытость отдельных стран увеличится весь рынок может рухнуть.
Проблемы с логистикой
Подобные проблемы с логистикой возникают не только в масштабах ЕС. В Италии на карантине находятся целые регионы, проблемы с передвижением товаров внутри страны возникают при государственном делении на автономные территориальные единицы (Индия, Бразилия).
Закупка пшеницы в Индии, которая должна была начаться 1 апреля, уже отложена на две недели. О решающем значении ближайших месяцев для будущей летней посевной (хариф) говорят представители ассоциации семеноводов. Они призывают правительство открыть зелёные полосы для грузовиков, перевозящих посевные материалы и продукты питания, для внеочередного проезда карантинных КПП на границах штатов и автомагистралях. Аналогичные меры уже приняты в Филиппинах, Таиланде и Китае.
К решению проблем с логистикой призывают производители риса. Индия поставляет рис басмати в 90 стран мира и в период пандемии его потребление растёт. Но по причине закрытия морских маршрутов и задержек в работе портов стоимость фрахта контейнеров за 4 недели увеличилась на 20-30%. На фоне падения маржинальности бизнеса производители призывают правительство упростить хотя бы внутреннее движение товара.
Так экспортёры белого риса сталкиваются с жёсткой конкуренцией со стороны Мьянмы, Пакистана и Вьетнама из-за их низких затрат на логистику.
Ужесточается контроль в портах. О задержках в порту Джидда (Саудовская Аравия) сообщают бразильские экспортеры. Со сбоями работают китайские порты. Чтобы избежать сбоев в работе бразильских портов и обеспечить движение сельхозтоваров, правительство согласовывает с руководителями штатов правила обеспечения безопасности занятых работников и беспрепятственность передвижения по всей стране.
Из-за опасений по поводу распространения COVID-19 уже два профсоюза портовых работников угрожали забастовкой.
Всплеск коронавирусной инфекции совпал с периодом пика бразильского экспорта сои. На фоне того, что Китай практически вернулся к нормальному состоянию после пандемии и нуждается в пополнении продовольственных запасов экспортная программа портов переполнена. Отдельные поставки ранее уже были перенесены с февраля на март, сейчас многие переносятся на апрель и загруженность портов приведёт к дальнейшему переносу.
За работой портовых служб следят другие участники рынка, в частности США, чей экспорт может увеличиться в случае затруднения поставок из Бразилии и Аргентины.
Своевременность выполнения поставок фруктов в Китай беспокоит Австралийское правительство. Сегодня Китай как первая страна справившаяся с пандемией может рассматриваться как главный рынок экспорта сельхозпродукции.
Проблему внутренней логистики называют одной из главных сложностей функционирования отрасли во время пандемии и в США. Так для посевной кампании 2020 года готовы семена, удобрения, агрохимикаты, но её успех будет зависеть от способности поддерживать транспортное сообщение участников рынка.
Смена приоритетов покупателей
С перемещением сбыта сельскохозяйственной продукции с рынков и торговых павильонов в супермаркеты меняется и спрос на товары. Помимо непортящихся продуктов вырос спрос на здоровую средиземноморскую продукцию. В том числе на 22% выросли продажи оливкового масла.
Производители продукции не всегда успевают реагировать на новые запросы покупателей. Так увеличение заказов на мясную продукцию от оптовых и розничных сетей в Бразилии внезапно столкнулось с недостатком контейнеров для перевозки. Это несмотря на общее падение спроса на 10-15%.
Страны производители сахара (Индия, Бразилия) отмечают значительное снижение цен на продукцию. С 24 февраля по 18 марта экспортная цена на белый сахар, упала с $425 до $355 за 1 т. За тот же период цена на сахар-сырец снизилась с 15,3 центов за фунт до 11,7 центов.
Падение цены связано с уменьшением потребления сахара связанного с повсеместным ограничением на общественные мероприятия, проведение свадеб и празднований. Также из страха перед заболеванием люди избегают мороженого и холодных напитков.
Для решения проблемы спроса индийские экспортёры начали искать новые рынки сбыта. Временный выход сахарная промышленность нашла в поставке продукции в Индонезию которая испытывает дефицит в связи с падением производства в Таиланде на 5 млн тонн.
Из-за того что жители США питаются дома, падает спрос на дорогое мясо и мясные деликатесы, которые подаются в ресторанах.
При последнем экономическом кризисе в США также наблюдалось снижение затрат на питание вне дома. Тогда это привело к резкому снижению потребления мяса. Для последующего восстановления спроса на говядину на докризисный уровень потребовалось 10 лет. Потому производители с опаской слушают прогнозы о возможных сроках продления карантина.
Предубеждённость покупателей
Помимо объективных причин препятствующих нормальной работе фермерских хозяйств представители многих отраслей и регионов производства сталкиваются с предубеждённостью людей по отношении к их продукции.
Так итальянские производители молока вынуждены заботиться о дополнительных проверках своей продукции. В находящихся в блокаде северных регионах Италии (Ломбардия и Венето) находится около 500 ферм и 100 тыс. голов крупного рогатого скота и свиней.
Центры тестирования продукции расположены за пределами региона, и производители вынуждены нести дополнительные затраты. Без этих проверок люди просто не будут покупать их молоко.
Работу по просвещению покупателей ведёт сельскохозяйственная лоббистская группа Coldiretti. Известно, что вирус не влияет на безопасность продуктов и, по сути, дополнительные проверки бесполезны. Но покупатели по всей Европе продолжают уклоняться от покупки итальянских продуктов.
Дополнительные проверки увеличивают сроки производства и в конечном итоге снижают продуктивность работы хозяйств. В сложившихся обстоятельствах правительство призывает граждан поддерживать местное производство и покупать в супермаркетах итальянскую продукцию.
Из-за страха перед вирусом на 20% упали цены на сельхозпродукцию внутри Индии. Особенно пострадала птицеводческая отрасль. Слухи о том что птицы переносят вирус привели к обвалу цен. С начала января цены на цыплят-бройлеров в Махараштре снизились вдвое, в соседней Карнатаке розничные цены на птицу снизились с $0,67 до $0,1. Продажи из-за ложных утверждений упали на 80%. Несмотря на попытки опровергнуть слухи со стороны Министерства животноводства и самих фермеров ситуация не меняется и отрасль теряет $1,5 млн в день.
Агропроизводители нуждаются в помощи государства
Ввиду того что сельскохозяйственная отрасль во всех странах сильно закредитована, повсеместно слышны призывы к правительству об оказании помощи производителям.
Индийские фермеры просят о реструктуризации банковских кредитов. Экспортёры просят продлить субвенции по кредитам. Банковские штрафы могут сильно ударить по торговле.
О поддержке правительства просят американские фермеры. Падение цен уменьшает доходность бизнеса по выращиванию кукурузы и сои на $50-90 с 1 акра.
Финансовый ущерб отрасли стран экспортёров наносит практика отсроченных платежей в связи с колебаниями валютных курсов. В то же время в связи с падением курсов национальных валют многие страны ограничивают импорт продуктов.
Затянувшийся кризис усугубит эти проблемы. В странах, зависящих от импорта продукции, со временем будет наблюдаться дефицит продуктов питания. Финансовые сложности у крупных экспортёров сахара, сои, пшеницы также будут иметь глобальные негативные последствия.
Пока запасы продовольствия позволяют относительно безболезненно переживать связанный с пандемией кризис. Но всем нам нужно быть готовым к тому, что уже скоро придётся платить за еду больше чем мы привыкли. Это в свою очередь открывает хорошие возможности для развития проектов в сфере обеспечения продуктами питания.