В последнее время интернет-продажи настолько проникли в нашу жизнь, что продать в нем можно просто все. Даже крупный бизнес и объекты коммерческой недвижимости можно найти, зайдя на популярные площадки досок объявлений.
Раньше доски объявлений были очень примитивными, но с развитием технологий, скорости интернета они стали более интерактивными, динамичными и привлекательными. Многие вещи можно приобрести, не примеряя на себя или каким-либо образом созерцая.
Приобретая бизнес, конечно, нужно проверять все его показатели: начиная от юридического лица, являющегося держателем бизнеса, активы, заканчивая декларируемые продавцом бизнеса показателями прибыли (или дохода).
Очень редко кто продает очень прибыльный бизнес на досках объявлений. Либо продает очень дорого.
Перед покупкой бизнеса необходимо запомнить одно главное правило: никто никогда ни за что не продаст действительно прибыльный хороший бизнес. Вообще прибыльный и хороший бизнес – это вещь в принципе редкая, т.к. по статистике из 100 открывшихся бизнес-проектов только около 10 продерживаются более 5 лет. Большинство закрываются в период до 2 лет. А если посмотреть на доски объявлений, то чаще всего бизнес продается как раз-таки не самый возрастной (не проверенный временем).
Однако бывает и такое, что продается бизнес сам по себе хороший (выбрано хорошее место, правильно настроены продажи, хороший сайт, хорошая аренда и пр.), но вот с самого начала он не идет. Чаще всего это связано с неправильной маркетинговой стратегией бизнес-проекта, плохим штатом, неправильно подобранным менеджментом (вплоть до продавцов), не структурирование продаж (неправильные ответы на горячие звонки и пр.). Но это исключение из правил. Чаще всего все же бизнес бывает несостоятельным по экономическим причинам.
Действительно хороший бизнес может быть продан за очень большие деньги (цена бизнеса варьируется от 2-кратного размера годовой выручки и выше, либо с мультипликатором от 5x EBITDA и выше). Однако эти показатели стоит проверить.
Причины продажи бизнеса
Чаще всего бизнес продается по одной причине – он попросту не пошел. Другие причины, часто описываемые в объявлениях, это всего лишь ширма. Переезд в другой город, нужны деньги на квартиру, ориентир на основное дело в другой сфере, переход в другой бизнес и пр. – нет, так не бывает. Никто никогда не будет начинать дело, если ему в будущем (и если он об этом знает) нужно будет переезжать, покупать квартиру и пр. Конечно, и тут бывают исключения (ведь никто не застрахован и у предпринимателя, действительно, могут возникнуть неотложные обстоятельства; но это опять же исключения).
Но даже такой бизнес, который не пошел, иногда можно покупать. Причина отрицательного результата бизнеса должна быть детально изучена и ее чаще всего можно исправить. Часто неисправимой причиной может выступать месторасположение. Все остальные факторы подлежат корректировке (даже договор аренды можно изменить и снизить арендную плату).
На что стоит обратить внимание при покупке бизнеса в интернете?
Самое главное, это что именно включает в себя продаваемый бизнес. Чаще всего в объявлениях пишут общее описание: прибыль, аренда, штат и пр. Но детали не раскрываются – местоположение, поставщики, реальные затраты, используемое ООО (или ФОП), выбранный режим налогообложения (этот пункт тоже немаловажен, ибо при неправильно подобранном режиме возможен отрицательный результат), количество бизнес-партнеров и пр.
При этом нужно понимать, что каждый вид бизнеса имеет свою определенную специфику. Например, для ресторана самым главным является его местоположение! Даже при плохой кухне в хорошем месте всегда можно выйти в плюс! Плохое расположение кафе – приговор! Второй этаж в административном здании – также конец истории.
Но для всех видов деятельности основными параметрами являются аренда (если бизнес имеет арендуемое помещение), персонал, домен (сайт), налоговая схема, юридическое лицо и участники бизнеса. Где бы вы не рассматривали предложения по покупке бизнеса указанные параметры обязательны к изучению. Сделать это самостоятельно непросто (особенно без наличия юридического образования и опыта). Но все же можно. Хотя бы отсеять ряд совсем нерентабельных проектов. При первой же встрече с продавцом обязательно следует обсудить указанные параметры и проанализировать документы.
Если же продавец не хочет раскрывать деталей до перехода к сделке или получения задатка, следует насторожиться.
Резюме
Купить бизнес в сети все же можно. Однако все же делать это нужно с высочайшей степенью осторожности. Лучше всего обратиться к профессиональным брокерам в сфере купли-продажи бизнеса, которые смогут вам детально рассказать обо всех юридических тонкостях самой сделки и помочь выявить подводные камни. Ключевыми являются оба слова: "профессиональный" и "брокер". Так как на рынке очень много псевдоброкеров, которые по сути занимаются публикациями на досках объявлений, а не сопровождением и юридическим оформлением сделки купли-продажи бизнеса.
Выбрать и купить бизнес в Украине вы можете на портале InVenture.
Да и саму сделку можно проводить по-разному. Чаще всего продавцы стремятся совершить ее через так называемую схему «ввод-вывод». Согласно ей, продавец вводит нового участника – покупателя, а сам потом выходит из ООО. Либо же предлагает покупателю оформить все договоры (аренды, поставки и пр.) на свое ООО. При первой схеме рисков даже меньше, чем при второй, т.к. во втором случае надо детально проследить за тем, чтобы продавец перевел все имущество и передал все права (сайт, аренда и пр.) в бизнесе.
Обратившись в компанию InVenture, вы сможете получить предварительно проверенные, избранные и эксклюзивные предложения по продаже действующего бизнеса в Украине.