Ключевой проблемой провальных бизнес-переговоров является низкий уровень доверия между авторами проекта и инвесторами. Оправдано ли это?
Как перестать просить инвестиции? – Вадим Роговский Startup School
По словам генерального директора компании Dubai Copyright Office (Gulf Online Services FZE) Санджара Муминова, разработчики боятся, что инвесторы могут реализовать его проект с другими исполнителями, то есть попросту украсть идею. В это время инвесторы переживают, что та идея, для которой просят деньги разработчики, является плагиатом. А это несет риски судебно-патентных исков от истинных владельцев данной бизнес-разработки. Подобного рода скрытые претензии осложняют переговоры: они становятся затяжными и не приносят результатов.
Что делать?
Вначале, авторы разработки могут заказать международный поиск бизнес-разработки. Она проверит идею на уникальность по базам патентных и авторских обьектов Европы, США, стран СНГ, Азии и Африки. В результате поиска будут найдены наиболее близкие аналоги продукта. Инвесторам и авторам эксперты могут подсказать, в каком объеме и в каком направлении надо развивать разработку, чтобы можно было обеспечить юридическую охраноспособность данной бизнес-идеи.
Далее авторы могут быстро оформить на себя права интеллектуальной собственности на данную разработку. К сожалению, 98% бизнесменов не знакомы с ускоренными способами оформления правовой охраны на объекты интеллектуальной собственности. Обычно патентование длится от 9 месяцев до 3 лет, но на практике существуют механизмы получения охранных документов на бизнес-технологии и разработки в течение всего 10–15 дней, при этом еще и с обеспечением международного признания прав интеллектуальной собственности авторов и правообладателей.
Рекомендуется всегда оформлять разработку в виде комплекта (пакета) объектов интеллектуальной собственности, часть из которых находится в режиме коммерческой тайны.
Уже после всего этого можно демонстрировать инвесторам идею. Тогда автор может быть уверен в том, что ее никто не украдет, поскольку он сделал все, чтобы защитить права. Со своей стороны инвесторы с соответствующими документами, могут быть уверены в уникальности и оригинальности разработки.
Отсутствие сомнений в патентно-правовой чистоте проекта автоматически ведет к росту доверия между автором и инвестором и создает благоприятную обстановку для обсуждения стратегических, маркетинговых, финансовых и других вопросов возможного сотрудничества, повышая тем самым вероятность успешного привлечения инвестиций.
Кейсы о том, как крупные компании могут украсть ваш продукт
Когда стартапы занимаются разработками инноваций, они приглашают посмотреть на свой продукт Big Tech четверку — Google, Amazon, Facebook и Apple. Гиганты в свою очередь используют деньги, данные, технологии и талант, чтобы скопировать эти инновации, если создатели вовремя не защитили их патентами.
Еще технологические гиганты могут скопировать инновационные функции друг у друга. Возьмем функцию Stories, которую изначально внедрило приложение для обмена сообщениями с фото и видео Snapchat. Позже компания Facebook просто взяла и добавила возможность делиться 15-секундными фото, или видео, для себя и своих продуктов — Instagram и WhatsApp. После этого, Instagram резко обогнал Snapchat по посещаемости, а у последнего упала цена на акции.
Бывают случаи, когда компании полностью копируют чужие стандарты создания продукта. К примеру, после продолжительного роста пользовательской базы корпоративного мессенджера Slack на целых 5% в месяц, посещаемость приложения внезапно начала снижаться. Что случилось? Компания Microsoft подождала четыре года, пока Slack стал успешным, скопировала его функции и интегрировала их в другие свои продукты. Так и появилась Microsoft Teams — корпоративная платформа для обмена сообщениями, проведения совещаний и создания заметок.
Деньги ходят за стартапом: как найти инвестора
Еще компании копируют нишевые продукты. Крупнейший онлайн ритейлер Amazon полностью скопировал один товар: шерстяные ботинки новозеландской обувной компании Allbirds, и продал их в интернете почти за половину цены.
Как уберечь свой стартап
Чтобы использовать сильные стороны Big Tech против них и избежать копирования, вам необходимо ответить на следующие вопросы:
- Есть ли у конкурента сильная сторона, которая отвечает за его успех?
- Можете ли вы определить, что конкретно ценит целевая аудитория конкурента (ниша, функция, или формат) и есть ли проблемы с доставкой такого товарного предложения?
- Повлияет ли подражание на основной бизнес более крупного конкурента?
- Если продукт "приживется" на рынке, придется ли большому технологическому гиганту обязательно отказываться от своей сильной стороны, чтобы справиться с вызовом?
Если вы можете ответить «да» на эти вопросы, то возможно вы нашли способ предотвратить копирование своего продукта и добиться успеха. Конечно, ни одна стратегия не может дать преимущество навсегда. Чтобы процветать, необходимо постоянно создавать защищенные от копирования инноваций.
Источники: businessemirates, Harvard Business Review.
Фото: Pixabay.