Я тебе не верю: может ли инвестор украсть идею у стартапа

Я тебе не верю: может ли инвестор украсть идею у стартапа

Ключевой проблемой провальных бизнес-переговоров является низкий уровень доверия между авторами проекта и инвесторами. Оправдано ли это?

Ключевой проблемой провальных бизнес-переговоров является низкий уровень доверия между авторами проекта и инвесторами. Оправдано ли это?

Как перестать просить инвестиции? – Вадим Роговский Startup School

По словам генерального директора компании Dubai Copyright Office (Gulf Online Services FZE) Санджара Муминова, разработчики боятся, что инвесторы могут реализовать его проект с другими исполнителями, то есть попросту украсть идею. В это время инвесторы переживают, что та идея, для которой просят деньги разработчики, является плагиатом. А это несет риски судебно-патентных исков от истинных владельцев данной бизнес-разработки. Подобного рода скрытые претензии осложняют переговоры: они становятся затяжными и не приносят результатов.

Что делать?

Вначале, авторы разработки могут заказать международный поиск бизнес-разработки. Она проверит идею на уникальность по базам патентных и авторских обьектов Европы, США, стран СНГ, Азии и Африки. В результате поиска будут найдены наиболее близкие аналоги продукта. Инвесторам и авторам эксперты могут подсказать, в каком объеме и в каком направлении надо развивать разработку, чтобы можно было обеспечить юридическую охраноспособность данной бизнес-идеи.

Далее авторы могут быстро оформить на себя права интеллектуальной собственности на данную разработку. К сожалению, 98% бизнесменов не знакомы с ускоренными способами оформления правовой охраны на объекты интеллектуальной собственности. Обычно патентование длится от 9 месяцев до 3 лет, но на практике существуют механизмы получения охранных документов на бизнес-технологии и разработки в течение всего 10–15 дней, при этом еще и с обеспечением международного признания прав интеллектуальной собственности авторов и правообладателей.

Рекомендуется всегда оформлять разработку в виде комплекта (пакета) объектов интеллектуальной собственности, часть из которых находится в режиме коммерческой тайны.

Уже после всего этого можно демонстрировать инвесторам идею. Тогда автор может быть уверен в том, что ее никто не украдет, поскольку он сделал все, чтобы защитить права. Со своей стороны инвесторы с соответствующими документами, могут быть уверены в уникальности и оригинальности разработки.

InVenture - привлечение инвестиций / продажа бизнеса

Отсутствие сомнений в патентно-правовой чистоте проекта автоматически ведет к росту доверия между автором и инвестором и создает благоприятную обстановку для обсуждения стратегических, маркетинговых, финансовых и других вопросов возможного сотрудничества, повышая тем самым вероятность успешного привлечения инвестиций.

Кейсы о том, как крупные компании могут украсть ваш продукт

Когда стартапы занимаются разработками инноваций, они приглашают посмотреть на свой продукт Big Tech четверку Google, Amazon, Facebook и Apple. Гиганты в свою очередь используют деньги, данные, технологии и талант, чтобы скопировать эти инновации, если создатели вовремя не защитили их патентами.

Еще технологические гиганты могут скопировать инновационные функции друг у друга. Возьмем функцию Stories, которую изначально внедрило приложение для обмена сообщениями с фото и видео Snapchat. Позже компания Facebook просто взяла и добавила возможность делиться 15-секундными фото, или видео, для себя и своих продуктов Instagram и WhatsApp. После этого, Instagram резко обогнал Snapchat по посещаемости, а у последнего упала цена на акции.

Бывают случаи, когда компании полностью копируют чужие стандарты создания продукта. К примеру, после продолжительного роста пользовательской базы корпоративного мессенджера Slack на целых 5% в месяц, посещаемость приложения внезапно начала снижаться. Что случилось? Компания Microsoft подождала четыре года, пока Slack стал успешным, скопировала его функции и интегрировала их в другие свои продукты. Так и появилась Microsoft Teams корпоративная платформа для обмена сообщениями, проведения совещаний и создания заметок.

Деньги ходят за стартапом: как найти инвестора

Еще компании копируют нишевые продукты. Крупнейший онлайн ритейлер Amazon полностью скопировал один товар: шерстяные ботинки новозеландской обувной компании Allbirds, и продал их в интернете почти за половину цены.

Как уберечь свой стартап

Чтобы использовать сильные стороны Big Tech против них и избежать копирования, вам необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли у конкурента сильная сторона, которая отвечает за его успех?
  2. Можете ли вы определить, что конкретно ценит целевая аудитория конкурента (ниша, функция, или формат) и есть ли проблемы с доставкой такого товарного предложения?
  3. Повлияет ли подражание на основной бизнес более крупного конкурента?
  4. Если продукт "приживется" на рынке, придется ли большому технологическому гиганту обязательно отказываться от своей сильной стороны, чтобы справиться с вызовом?

Если вы можете ответить «да» на эти вопросы, то возможно вы нашли способ предотвратить копирование своего продукта и добиться успеха. Конечно, ни одна стратегия не может дать преимущество навсегда. Чтобы процветать, необходимо постоянно создавать защищенные от копирования инноваций.

Источники: businessemirates, Harvard Business Review.

Фото: Pixabay.

Читайте также